Сибирские огни, 1955, № 6
К р и т и к а jh l б и б л и о г р а ф и Т. ТАЧЕЕВА Х а к а с с к а я драм а тур гия Процесс появления и развития дра матического жанра в хакасской литера туре сложен и своеобразен. Х акасский народ, как и многие тюрк ские народы , до Октябрьской революции не имел своего сценического искусства. В устном народном творчестве хака сов встречаются лишь зачатки драмати ческих действий. Т ак , элементы сценического искус ства наблюдаются при исполнении герои ческих сказаний народными сказителя ми — хайджи. Развитие событий в ска зании , появление новых действующих лиц, их диалоги сказитель выделял инто нацией, аккомпанементом на чатхане1, мимикой. Зачатки сценического действия можно наблюдать при исполнении тахпахов — народных песен-состязаний. Диалогиче ская форма, исполнение тахпахов в при сутствии слушателей , сопровождение песенного текста жестами, мимикой — всё это вызывало у зрителя сценическую иллюзию . Однако формирование драмы как ж анра стало возможным лишь после победы Октябрьской революции, с появ лением у хакасов своей письменности под непосредственным влиянием передо вых традиций русской классической и советской драматургии. После Октября перед драматургией и театром встали большие и ответствен ные задачи по созданию нового совет ского театра , с новым национальным репертуаром , рассчитанным на массового зрителя . Появившиеся в конце 20-х годов пье сы о гражданской войне «Шторм» В. Бидль-Белоцерковского , «Любовь Яровая» К. Тренёва, «Бронепоезд 14 -69» Вс. Иванова оказывали влияние и на хакасских литераторов, учили их глубоко и верно отражать борьбу с тём ными силами прошлого, показывать фор мирование нового человека, рождённого революцией , воплощать думы и чаяния народа. В числе первых хакасских драматур гов выступали участники агитационных бригад, которые создавались по при меру русских агитколлективов «Синяя блуза» . Тематика выступлений бы ла предель но конкретной и актуальной: выполнение планов сдачи хлеба государству, успехи и недостатки колхозов, критика лодырей, нарушителей производственной дисцип лины. Репертуар составлялся из так на зываемых «живых газет» , литератур ных монтажей, одноактных пьес. Выступления синеблузников были оперативны , действенны. Материал для них собирался на месте и тут же худо жественно оф орм лялся . Активное уча стие в составлении репертуара для са модеятельных групп принимала сель ская интеллигенция. Учитель Усть-Ка- мыштинской начальной школы Аскиз- ского района Шильнов, по свидетельству его ученика С. Доброва, не только сам собирал материалы для «живых газет» , но и приобщал к литературной работе своих учеников. С. Добров, будучи участником самодеятельной группы «Си няя блуза» А скизского района, написал около десяти одноактных пьес и не сколько «живых газет». Наиболее удачные тексты попадали в печаты и надолго закреплялись в репер туаре самодеятельных коллективов . Так было, например, с «живой газетой» С. Доброва1, в которой интересно расска зывалось об успехах и недостатках кол хозов и совхозов Аскизского района. Лишённые больших художественных обобщений, «живые газеты» и одноакт ные пьесы того периода были недолго вечны. И всё-таки положительная роль выступлений синеблузников в развитии молодой хакасской драматургии несом ненна. Их опыт, их умение оперативно и политически остро откликаться на со бытия способствовали росту молодых на циональных драматургов. В тридцатых годах были сделаны по пытки более глубокого изображения происходящих событий. В пьесе А. Спи рина «Борьба» довольно убедительно показаны классовые столкновения в де ревне , зарождение нового человека , тяга его к знаниям , к свету. ------------------- 1C . Д о б р о в . «Живая газета». Сборник 1 Национальный музыкальный инстру- материалов 2-й обл. худож. олимпиады. Ха- мент. касское отд. Зап.-Сиб. изд-ва. Абакан, 1933.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2