Сибирские огни, 1955, № 6

вероятно , вы гляд ели бы грубым пере­ жимом и деш ёвым фокусничеством . Лядов ж е ни на одну секунду не п ере­ ходит за грань подлинного и покоряющ е­ го своей весёлой силой буффонадного искусства . Молчит ли он, богомольно возводя очи к небесам и н аверн яка при­ думывая в этот момент какую-нибудь очередную проделку; обнимает ли и це­ лует богатого прихожанина , бесцеремон­ но обш аривая его карманы ; переходит ли вместе со священником Лопесом — с р а зу после молитвенного пения — к бурному испанскому танцу, превращ а ­ я сь молниеносно в некую Карменситу (с рясой вместо широкой юбки и розой в волосах), — в любом случае он за ­ ставля ет нас верить правде того, что делает. В хорошем ансамбле с ним выступа­ ет А. Евстигнеев, с большим комизмом изображ ающий свящ енника Лопеса, на ­ делённого благостной физиономией и мошенническим характером . Б о л ьш ая ак тёр ская удача — образ Амаранты , молодой супруги дряхлого ревнивца , созданный 3 . И звольской . В достойной паре С ней выступает В. Во­ ронин, играющий хитрого юношу Леандро , влюблённого в неё. В спектакле достигнуто многое. И это об я зы вает театр перестроить спектакль , освободив его от длиннот и разбиваю ­ щих впечатление остановок. * 4# * * В заклю чение хочется подчеркнуть, что художественное руководство театра п роявляет хорошую смелую инициативу в работе с актёрами . Н екоторые театры много и охотно де­ кларирую т необходимость выдвижения и активного воспитания творческой моло­ дёжи , но далыПе деклараций дело не идёт. Томичи добиваются этого на деле. Н аряду с опытными актёрами , обла­ дающими большим сценическим стажем и обширным репертуаром (А. Павленко- ва, П. Ткаченко , М. Стряпкина, Н. Фи­ липпов и другие), в театре много по-на­ стоящ ему одарённой и яркой творческой молодёжи , выступающей в очень ответ­ ственных ролях . П росматривая один за другим томские спектакли , нередко открываеш ь для себя нового первопланного актёр а , которого прежде видел в самых м аленьких ролях . Скажем , в третьем акте «М аскарада» вы видите в крошечной роли «Хозяйки дома» молодую артистку Нину Вялых . Х озяйка произносит всего три-четыре проходных реплики , вроде: « — Почти все съех ались и здесь нам будет тесно. Прошу вас в залу , господа». Она нахо­ дится на сцене не более десяти минут. И самое большое, что можно сказать , это то, что у актрисы — хорош ая внешность и что хо зяйка дома элегантно держится на балу! А на следующий день, придя на спектакль «Н а бойком месте», вы увидите эту же актрису в одной из са­ мых главных ролей, — ведь это она иг­ р ает (и добавлю — очень убедительно, правдиво играет!) самую драм атическую в этой •комедии Островского роль Ан­ нушки Бессудной. В этом ж е спектакле вы можете сде­ л ать ещё одно открытие. Если до того вам удалось посмотреть только «Собаку на сене» , то вы могли и не запомнить артиста Кибицкого в мало заметной ро­ ли Отавьо, управителя дома графини Дианы . А между тем , именно ему пору­ чена здесь постановщиком центральная роль Вукола Бессудного , и Кибицкий создал сильный запоминающийся образ содерж ателя постоялого двора, разбой ­ ного хапуги. Можно назвать и ещё ряд молодых талантливы х актёров, которым е с т ь ч т о д е л а т ь в театре (на­ пример , В. Семёнова, В. Семёнов, С. Горбунов и др.). Отрадно также , что в этом театре ре­ шительно отказались от вредной, но, увы , распространённой практики воспи­ тания актёр а «узкой специальности» . П режде всего, приходит на память Д. Лядов. Вот артист с подлинным да­ ром перевоплощения . Вспомним, что он создаёт обаятельный образ доктора Ми- ровольского в «Н астоящ ем человеке» , глубоко драматическую фигуру Андрея- П розорова в «Трёх сёстрах» , очень свое­ образного Неизвестного в «М аскараде» , злой сатирический образ Хеверна в «Зы ковы х» и ... буффонадного пономаря Дьего в «Испанском свящ еннике» . Т. Л ебедеву мы видим то в образе интри- гантки и сплетницы , мещанки Цело- ваньевой в «Зы ковы х» , то в роли ин­ структора партколлегии МК партии Ма­ лютиной в «П ерсональном деле» . 3 . И з­ вольская — это и «блаж енная» Павла, и легкомы сленная , кокетливая Амаран ­ та . А старый артист П. Ткаченко? Он — и зловещий ростовщик Шприх в «Ма­ скараде» , и напыщенно кокетливый , граф Федерико в «Собаке на сене», и чудесный русский человек , обаятельный Степан Иванович в «Н астоящ ем челове­ ке»! Примеры можно продолжать, но и приведённых достаточно. На сцене Томского театра встречают­ с я спектакли и очень хорошие, и сред­ ние, и явно неудачные. Но одно несом­ ненно: это — интересный , многообещаю­ щий творческий коллектив, упорно ищу­ щий своих решений, порою допускающий ошибки и не боящийся трудностей. А это, при наличии способных арти- 1 стов и пытливых , беспокойных ре­ жиссёров , — зало г успешного движения вперёд!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2