Сибирские огни, 1955, № 6
пошлости и низости обывательской жиз ни, их уважение к людям труда, к ра бочим, к солдатам , к старушке-няне. Всё это без' назойливой акцентировки, бе режно , тонко передано театром. Некоторые артисты смогли в этом сп ектакле раскрыть лучшие стороны своего дарования, убедить в, незаурядно сти своих творческих возможностей. Это можно сказать об исполнительнице роли Маши М. Стряпкиной, об А. Павленко- вой (Ольга), К. Муратове (Кулыгин), засл . арт. РСФ С Р А. Затонском (Чебу- тыкин), В. Воронине (Солёный). Органично и правдиво живут в чехов ской атмосфере и Н. Филиппов — Вер шинин, и засл . арт . РСФ С Р Б . Моло тов — Тузенбах. С удивительной жиз ненной достоверностью воплощают об разы старых слуг Прозоровского дома — Ферапонта и Анфисы — М. Каплин- Дарский и В. Егорова. В первых трёх актах вполне убеждает зри теля Д. Лядов, играющий Андрея П розорова . Вызывает протест лиш ь ре шение финала роли, где артист изобра ж ает даже не опустившегося, с раздав ленными жизнью надеждами, человека, а просто какого-то маньяка , психически больного. Монолог о пошлости и серости окружающей его жизни , о моральной грязи обывательщины произносит Про зоро в—Лядов почти всхлипывая, с блуж дающим, устремлённым в зал , безум ным взглядом . Это, конечно, не может оставить зри теля равнодушным, но здесь есть преувеличение и внешний на жим, чуждый Чехову. Смелым опытом было предоставление роли Н атальи Ивановны артистке В. Афониной, о которой мы говорили, разбирая «М аскарад» и которую зрите ли видели так же очаровательной слу жанкой Марселой в *<Собаке на сене». Пошлая эгоистка и воинствующая обыва тельница , Н аталья Ивановна слишком уж далека от актёрской индивидуально сти В. Афониной. Это один из тех слу чаев, когда полноценно воплотить образ актрисе мешает... собственное обаяние, на преодоление которого ей приходится затрачивать немало усилий! Во второй половине спектакля молодой актрисе всё же удаётся убедить нас, что возможна и такая трактовка жены Андрея, — внешне очаровательной и, тем не менее, отталкивающей . Однако ясно, что ей предстоит ещё дальнейш ая работа над образом , который должен стать олице творением той страшной косной силы пошлости, которая приводила в такое возмущение и отчаяние трёх сестёр и тех , кто им близок. 4 1>УЛЫЧГ'ВСКОЕ В ЗЫ КОВ Е Интересно решены в Томском театре и такие спектакли , как «Зыковы» М. Горького и «Н а бойком месте» А. Островского. Поговорим о первом из них. Постановщик «Зыковых» молодой ре жиссёр Я. Бродский и исполнитель цент^ ральной роли Н. Филиппов увлеклись целью — убедительно показать, что об ра з Антипы Зыкова , несмотря на худо жественную законченность, можно рас сматривать и как своего рода «предва рительный вариант» образа Егора Б улы чёва. К этому есть большие основания, хотя такая мысль далеко не во всех те атрах сознательно и чётко реализуется . Безусловно ярко, например, но с иными художественными задачами образ этот воплощён на сцене театра «Красный ф акел» . В спектакле томичей, без, нажима, но с законным заострением и особой смыс ловой весомостью звучат действитель но «булычёвские» высказывания Анти пы о том, что город хочется запалить со всех концов, что надо «топтать зло» (хотя он и не знает, как это делать), или обращ ение Зы кова к Павле: «Дай мне иначе пожить, порадоваться чему-нибудь хорошему, прислониться душой к доб рому ...» Антипа с отчаянием говорит о том, что некуда сунуть хороший кусок души и т. д. Да, это — глубоко задумавшийся над смыслом жизни человек , пришедший к выводу, что жил он «не так, как надо». Вывод этот для него особенно страшен потому, что Зы ков — Филиппов и е з н а е т , — к а к ж е н а д о ж и т ь . Осо- зйав никчёмность и несправедливость своего бытия, образа жизни людей его класса , Антипа, вместе с тем, не может сбросить с себя иго накопительства, приобретательства . Это, конечно, роднит его и с Вассой Железновой , но он раз мышляет глубже , чем она, в нём гораз до больше недовольства. Булычёв будет анализировать жизнь ещё острее, смелее, глубже, чем Зыков , он пойдёт дальше. Но многое из того, что характерно для Булычёва , живёт в душе Антипы. Наблюдая за Н. Филипповым — Зы ко вым, видишь индивидуальное своеобра зие этого человека , но вспоминаешь и героя более поздней знаменитой горь ковской пьесы. В последнем акте «Зы ковых» у Н. Фи липпова наблюдаются в сущности те же недостатки, которые обращали на себя внимание и в «М аскараде» . В отдель ных моментах роли, требующих от арти ста высокого н акала , эмоционального взлёта , Н. Филиппов вдруг или теряет или искусственно «зажимает» темпера мент. «И гра у меня в душе... страш ная!» ,— признаётся Антипа. «Видите, какой я страшный!» — с горечью восклицает он в пьесе, внезапно заметив, что его в этот момент боятся. А в спектакле . этого не видно. И непонятно, почему от ужаса упала в обморок Павла. Зри тель не ви дит контраста, перехода от исступлён
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2