Сибирские огни, 1955, № 6

никова и дядю Федю. В се они р асставле ­ ны и рассаж ены живописной тесной группой и очень активно, бодро играют и напевают. И ср а зу возникает ощущ е­ ние, будто смотришь на какой-то слащ а ­ вый плакат! А помимо всего прочего по­ становщик не подумал о том, что в тек­ сте пьесы нет буквально ни малейшего намёка , скажем , на м у зы кальны е склон ­ ности П авлика , т. е. нет никакой почвы д л я режиссёрской фантазии в этом на ­ правлении . Подобные эпизоды явл яю тся насилием над художественной логикой , произведе­ ния . А главное , основное, подлежащ ее в первую очередь раскрытию , они загора ­ живают! Понятно, что Н . Филиппову в такой атмосф ере пр и всём желании не удаётся создать целостный и до конца убеди­ т е л ь н ы й о б р а з . В о т п о ч ем у и н а л и ч и е не- скольких ролей, сы гранны х значительно лучш е остальны х (доброго слова заслу­ ш ив аю т , наприм ер ,. А . Е в с т и гн е е в— К о - локольников , Т. Л ебедева — инструктор партколлегии Малютина, Л . Левина — инж енер Быкова), не спасает положения . Спектакль ры хлый , невыразительный ! Интересно , что тот ж е постановщик — главный режиссёр театра Г. Иванов до­ стиг больших и радующих результатов в постановке таких труднейших и редко идущих классических пьес, как , напри­ мер, «М аскарад» и «Три сестры» . Подробно следует поговорить в пер ­ вую очередь о «М аскараде» . П остановщик поступает совершенно правильно , вместе с артистом Н. Фи­ липповым , подчёркивая , что Арбенин не только ревнивец , но и своеобразный бунтарь против лживого и никчёмного «высшего света» . Действительно , в обра­ зе Арбенина Лермонтов воплотил волно­ вавшую его всю жизнь и в лирике , и в про зе , и в драматургии тему резкого конфликта меж ду героем и его социаль ­ ным окружением , легкомы сленным и бездушным . Зд есь Н. Филиппов находится в го­ раздо более выгодном полож ении , чем в «П ерсональном деле» . В «М аскараде» ощутим чёткий режиссёрский план , по­ следовательно раскрывающ ий главную мы сль произведения . Созданный Н. Фи­ липповым образ , в отдельных эпизодах спорны й ,— в целом впечатляющ и ярок . Уж е в первой картине вы сокая фигура появивш егося в игорном доме Арбенина, насмешливого , иронического , всё в р еШ занятого какой-то одному ему известной мы слью , овладевает нашим вниманием . Мы верим: это умный, незаурядный , мно­ го переживший и озлобившийся человек . Вместе с тем в этой и в остальны х кар ­ тинах первого ак та (до сцены с брасле­ том) Н. Филиппов не забывает , что в этот период душ а А рбенина не сплош ь запол ­ н ена мраком , в ней есть место и д л я све­ та , источник которого — огромная лю­ бовь к Нине. Сложность обр а за к а к ра з и состоит в необходимости показать бо­ рение двух начал , и это артисту удаётся . Задумчиво , примирённо произносит Н. Филиппов в третьей картине монолог: Бог справедлив! И я теперь едва ли Не осуждён нести печали За все грехи минувших дней... Он говорит негромко , медленно, при­ слушиваясь к чему-то в своей душе. Вся следующ ая затем сцена с поте­ рянным браслетом — вероятно лучш ее место во всей этой актёрской работе Н. Филиппова. Н ел ь зя не отметить и от­ личную режиссёрскую находку в этом эпизоде. В тексте пьесы есть вопрос: «Б р а сл е т потерян?» Арбенин Должен — согласно рем арке автора — произнести эти слова «пронзительно смотря на Ни­ ну, сложив руки». В спектакле эта ко­ роткая , но очень важная реплика разде­ лена интонационно и действенно на две части. Почти в беспамятстве, потрясая кулаками над головой, Арбенин бросает­ ся и здали к Нине с воплем: «Б р ас - ле-ет!!!» Но вдруг усилием воли сковы ­ вает себя и, склонившись над женой,, очень тихо, как бы за с тав л яя себя пове­ рить, спрашивает с надеждой, почти с мольбой: « ...потерян?» И это производит особенно острое воздействие на зри тел я . В противоположность «семейным кон­ цертам» в «П ерсональном д еле» так ая реж иссёрская разработка вы текает из- внутренней логики развития сюжета и состояния героя. Но есть в этой роли Н. Филиппова моменты (и — ответственные!), когда вдруг явственно спадает «напряжение то­ ка» в его игре , когда градусы темпера­ мента, необходимого для воплощения об­ р а за Арбенина, неприятно понижаются . Так, например, инертно, пусто прозвучал у него в обоих спектаклях небольшой монолог: «О, благодарность!» , произноси­ мый Арбениным после прочтения письма Звездича к Нине. Слуш ая его, можно бы­ ло подумать, что Арбенин здесь просто философ ствует о людской неблагодарно­ сти вообще, его лично не затронувш ей. Задачу , поставленную режиссёром,, правильно поняла молодая актриса В. Афонина — исполнительница роли Нины. Ей помогают и внешние данные, но ведь это касается лишь общего ри­ сунка роли. Однако её героиня убеждает нас и внутренне — раскрытием пережи­ ваний этой женщины , судьба которой сложилась так трагически . Вспоминается известный фильм «М ас­ к арад» , поставленный С. Герасимовым . Т алантли вая актриса Т ам ара М акарова, профессионально гораздо более опытная, допускает, на наш в згляд , одну серьёз ­ ную ошибку: она с самого начала рисует Нину почти обречённой, предчувствую­ щ ей несчастье. Первое, что замечает зри ­ тель , это её грустная улыбка и, пожалуй , преувеличенная утомлённость после- бала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2