Сибирские огни, 1955, № 6
И с к у с с т в о Борис РЯСЕНЦЕВ На спектаклях Томского т е а тр а 1 . К ВОПРОСУ О СЦЕНИЧПОСТИ «Это — не сценично...» Такое утверж дение частенько можно слышать от ре жиссёров или критиков, знакомящихся с новой пьесой. Действительно, сценич ность явл я ется одним из важнейших от личительных качеств подлинно драматур гического произведения. Понятно, что не может быть сценичной пьеса, лишённая энергично развивающ егося действия. Но порою «действенность» понимается не сколько примитивно, однобоко, — лишь как быстрое чёредование эпизодов, в ко торых что-то «случается», лишь как внешние, видимые гла зу столкнове ния, как цепь событий, исключительно в которых будто бы могут раскрыться ха р а к т е р у . Тогда пьеса признаётся «дина мичной» и способной беспрерывно удер живать внимание зрителя ... И вот когда речь идёт обо всём этом, невольно вспо минается один и з спектаклей Томского областного драматического театра имени В. П. Чкалова . ...С ветлая просторная госпитальная палата . З адняя стена её, с большим вы соким окном слева, наискось пересекает сцену. Н есколько кроватей — две рядом, остальные — поодаль друг от друга — расставлены в палате. По меньшей мере половина спектакля проходит здесь. Картина сменяется картиной: третья, седьмая, десятая ... Кого мы встречаем здесь, кроме раненых? Хирурга Василия Васильевича да медсестру; они заходят, беседуют с больными, и потом те снова остаются одни. Неправда ли однообразно? Как будто — да. Никакой внешней динамики, ника кой стремительности в развитии дей ствия! Всё это так. А внимание зрителя, пришедшего на спектакль «Настоящий человек» , непрерывно приковано к сце не, и в зале держится напряжённая ти шина. Конечно, возможность этого заложена в самом материале повести В. Полевого, инсценированной бывшим актёром Том ского театра Теодором Лондоном. Но реализовать эту возможность на сцене совсем не просто. Не просто именно по тому, что на первый в згл яд вся середи на пьесы (два больших ак та с полутора десятками картин) явно «не сценична»... Коллектив Томского театра очень нагляд но опроверг это напрашивающееся мне ние. Постановщик спектакля Д. Лядов и артисты сумели «наэлектризовать» эпи зоды в палате непрерывным и нарастаю щим в н у т р е н н и м д е й с т в и е м . Они показывают работу мысли, кипение души, живые черты характеров людей ,— защитников Родины, выведенных с поля боя ранением. Труднейшую задачу приходится ре шать, в частности, засл . арт . РСФСР В. Молотову — комиссар Воробьёв. В самом деле, в течение почти двух актов Воробьёв лежит в профиль к зрителю, на кровати, поставленной, к тому же, в центре сцены! К акие «физические дей ствия» доступны в этой роли актёру и могут облегчить его работу по созданию образа? В его распоряжении — лишь по ворот, головы да ограниченные движения руками, возможность подержать книгу, смять край одеяла. Тем не менее зри тель каждую секунду верит тому, что все товарищи Воробьёва по палате, и не только они, а, скажем , и медсестра, на ходятся под властью огромной душевной силы и светлого активного разума этого человека с удивительно пристальным взором и тихим сдавленным голосом. Р е жиссёр и артист очень точно восприняли замысел Б . Полевого: Воробьёв и на сцене является воплощением мудрости и несгибаемой воли партии. Под грузом, нестерпимых физических мук он остаёт ся в госпитальной палате политическим руководителем , вдохновителем, вожаком, и уже трудно становится представить эту палату без него. Вот почему, когда раздвигается зана вес перед последней картиной третьего акта, после страшного ухудшения в со стоянии здоровья комиссара, и зрители видят пустую, аккуратно застеленную его кровать ,— каждый из них ощущает боль тяжёлой утраты: не стало хорошего и о ч е н ь н у ж н о г о человека . Не ста ло того, кто на наших глазах постепенно произвёл переворот в душе М ересьева, убедив его в том, что он наверняка смо жет добиться невозможного! И если без условно верно утверждение, что х а р а к т е р ы р а с к р ы в а ю т с я в п о с т у п к а х действующих лиц, То это понятие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2