Сибирские огни, 1955, № 6

Н а у к а и т е х Ю. Р УМ Е Р Доктор физико-математических н а у к Крупнейший физик современности Н аша эпоха, вернее, п ервая половина двадцатого столетия , отмечена особенно бурным развитием физики и техники. Почти одновременно в разны х странах появились учёные-физики огромных ис­ торических масштабов, открытия кото­ рых по значению можно разве только сравнить с открытиями Ньютона и Гали ­ л ея . Учёные-физики нашей эпохи произ­ вели подлинную революцию в науке, в корне изменив многие, веками сложив­ шиеся представления об окружающем нас мире, открыв новые фундаменталь­ ные законы природы , подготовив новые пути для бурного развития техники, про­ исходящ его на наших глазах . Что, например , ещё сравнительно не­ давно, каких-нибудь пятьдесят лет назад, люди знали об атомах? Их представляли себе в виде м аленьких шариков, размеры которых можно лиш ь грубо оценить. Се­ годня мы знаем , что атомы вещества име­ ют сложную структуру , состоят из ядра и определённого числа электронов , вра­ щ ающихся вокруг него подобно планетам вокруг Солнца. Законы •движения эл ек ­ тронов в атоме известны с неменьшей точностью, чем законы движения небес­ ных светил, что позволяет глубоко про­ никнуть в тайну строения атомов веще­ ства и вплотную подойти к проблеме структуры атомных ядер. Что знали в конце прошлого столетия об электричестве , хотя уже и тогда оно имело промышленное значение? Какой огромный путь ведёт от открытия А. С. Поповым радио до современного радио­ вещ ания , радиолокации и телевидения, до различных областей техники , в кото­ ры х нашли своё практическое , примене­ ние и воплощение крупнейшие открытия физиков нашего столетия! Одним из самых выдающихся физиков двадцатого века, который внёс огромней­ ший вклад в современную физику , был А льберт Эйнштейн. Эйнштейн родился 14 марта 1879 го­ да в городе Ульме, в еврейско-немецкой буржуазной семье. Его школьные годы прошли в А ар ау и Мюнхене. Затем он поступает в Цюрихский политехнический институт. Любопытно заметить, что в ин­ ституте он не произвёл впечатления осо­ бо выдающегося студента. Способные студенты Цюрихского института зани ­ мались многими научными проблемами,, но Эйнштейн был далёк от них, так как с шестнадцати лет стал задумываться над труднейшими вопросами, которых ещё не был в состоянии решить. Он тог­ да лиш ь набирал силы . По окончании института Эйнштейн по­ ступил в Ш вейцарское патентное бюро на скромную должность инженера-экс- перта. Семь лет провёл он в патентном бюро в Б ерн е и за эти годы опублико­ вал ряд научных работ, каждая из кото­ рых означала огромный вклад в физику . В числе первых его трудов — написан­ ная в 1905 году работа «Электромагнит­ ные явления в движущихся телах» . Она содержит общее изложение созданной Эйнштейном так называемой специаль­ ной теории относительности. У читателей может возникнуть закон ­ ное недоумение: как мог молодой учёный без лаборатории, приборов, ассистентов выполнять исследовательскую работу по физике? Всё дело в том, что тематика Эйнштейна была такой, что не требова­ ла производства дополнительных опытов. Его не интересовали отдельные свойства вещ ества и явлений , протекающих в природе. Его цель заклю чалась в созда­ нии всеобъемлющ ей , общей теории, ко­ торая объясняла бы уже обнаруженные явления и указы в ал а пути для дальней ­ ших новых исследований. Д ело заключалось также и в том, что к концу прошлого столетия и, особенно, в наше время физики-специалисты диф ­ ференцировались на физиков-экспери- ментаторов и физиков-теоретиков. Современный физик-экспериментатор должен быть блестящим инженером , умеющим конструировать новые физиче­ ские приборы, достаточно точные, чтобы обнаружить тончайшие эфф екты , усколь­ зающие при более грубом рассмотрении. Чтобы стать физиком-экспериментато- ром, нужны большие навыки в производ­ стве физического эксперимента, мастер­ ство в умении обращ аться с современ­ ной сложнейшей аппаратурой. Другое дело физик-теоретик. Он дол­ ж ен быть вооружён всей мощью совре­ менных математических методов, уметь разобраться в опытах экспериментато­ ров, часто разноречивых , уметь отобрать из них то, .что имеет большую степень

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2