Сибирские огни, 1955, № 6
50 - л е т и е п е р в о р е в о л ю ц и и И. ЗО Б А Ч Е В В дни бури и н а ти с к а Высшей точкой восходящей линии первой русской революции 1905 — 1907 гг. было вооружённое восстание против царизма. Всеобщая октябрьская политическая стачка 1905 года, охватившая все круп нейшие промышленные центры страны, до основания потрясла царское самодер жавие, заставила врага «зам етаться в предсмертном ужасе» (Ленин). Но это ещё не было победой над царизмом. На до было нанести решительный удар вра гу, а это должно было сделать вооружён ное восстание, иб.о, как учил В. И. Ленин, только оно могло обеспечить победоносную революцию, смести до ос нования царско-самодержавный строй, раздавить реакционные силы и создани ем революционно-демократической дикта туры пролетариата и крестьянства от крыть путь к социализму. Такова была тактическая задача партии большевиков, поднимавшей народные массы на воору жённое восстание. Первыми знамя вооружённого восста ния против царизма подняли рабочие Москвы. Девять дней здесь шли ожесто чённые баррикадные бои, в которых при ним ало участие до 8 тысяч дружинни ков, поддерживаемых всей рабочей мас сой. Особенно упорны были бои в рай оне Пресни. Но царское правительство сумело перебросить в Москву верные ему воинские части, пустить в ход артил лерию и потопить в крови вооружённое восстание московских рабочих. Однако это восстание не осталось бесследным. «Незабвенный, героизм московских рабо чих, — писал В. И. Ленин, — дал обра зец борьбы трудящимся массам Рос сии». З а Москвой поднялись на вооружён ное восстание рабочие, других промыш ленных центров страны. Живой отклик московское вооружён ное восстание цашло также и в Си бири. Сибирские рабочие под руководством большевистской партии активно участво вали во всеобщей политической стачке и в вооружённом восстании против цариз ма. Они своей героической борьбой впи с али славные страницы в историю пер вой русской революции 1905 — 1907 гг. * ’* Передовым пролетарским отрядом в революцию 1 9 0 5— 1907 гг. в Сибири были железнодорожники . В еликая сибир ская железнодорожная магистраль, дей ствующая ко времени революции 1905 года на всём протяжении от У рала до бе регов Тихого океана, явилась в те годы ареной ожесточённых схваток с цариз мом. Крупными очагами революционного движения были железнодорожные ма стерские и депо на станциях Омск, Тайга, ■Красноярск , Иланская , Иркутск , Чита и др. С первых дней революции (9 янв аря 1905 г.) по всем городам Сибири и депов ским станциям дороги непрерывно нара стала волна стачек, проходили митинги, демонстрации, часто заканчивающиеся кровавыми стычками с полицией, ж ан дармерией и казаками . Комитет. Сибирского Союза РС Д РП в январской прокламации писал: «В наших руках судьба движения по Сибирской до роге... Всеобщая стачка по линии Сибир ской ж елезной дороги, сознательно уст роенная против войны, — это первый ш аг восстания народа против монархии... Всеобщая стачка сибирских рабочих — первый шаг к революции». Сотни тысяч листовок, распространяе мых большевистскими организациями , находили живой отклик у рабочих-желез- нодорожников, поднимали их боевой ре волюционный дух. Октябрьская всеобщая политическая забастовка , начатая красноярскими ж е лезнодорожниками 13 (26) октября , тот час же охватила всю линию ж елезной дороги. К забастовке присоединились те леграфисты , прервав связь царского пра вительства с востоком, а также рабочие и служащ ие городских предприятий. Хо зяевами на дороге стали стачечные коми теты, без их ведома не отправлялись по езда, распоряж ения железнодорожной администрации не выполнялись. Всеобщая политическая стачка на Си бирской ж елезной дороге началась и проходила в своеобразной обстановке, так как совпала по времени с массовой демобилизацией солдат из Маньчжурии после поражения в войне с Японией и з а ключения мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2