Сибирские огни, 1955, № 6

50 - л е т и е п е р в о р е в о л ю ц и и И. ЗО Б А Ч Е В В дни бури и н а ти с к а Высшей точкой восходящей линии первой русской революции 1905 — 1907 гг. было вооружённое восстание против царизма. Всеобщая октябрьская политическая стачка 1905 года, охватившая все круп­ нейшие промышленные центры страны, до основания потрясла царское самодер­ жавие, заставила врага «зам етаться в предсмертном ужасе» (Ленин). Но это ещё не было победой над царизмом. На­ до было нанести решительный удар вра ­ гу, а это должно было сделать вооружён­ ное восстание, иб.о, как учил В. И. Ленин, только оно могло обеспечить победоносную революцию, смести до ос­ нования царско-самодержавный строй, раздавить реакционные силы и создани­ ем революционно-демократической дикта­ туры пролетариата и крестьянства от­ крыть путь к социализму. Такова была тактическая задача партии большевиков, поднимавшей народные массы на воору­ жённое восстание. Первыми знамя вооружённого восста­ ния против царизма подняли рабочие Москвы. Девять дней здесь шли ожесто­ чённые баррикадные бои, в которых при­ ним ало участие до 8 тысяч дружинни­ ков, поддерживаемых всей рабочей мас­ сой. Особенно упорны были бои в рай­ оне Пресни. Но царское правительство сумело перебросить в Москву верные ему воинские части, пустить в ход артил ­ лерию и потопить в крови вооружённое восстание московских рабочих. Однако это восстание не осталось бесследным. «Незабвенный, героизм московских рабо­ чих, — писал В. И. Ленин, — дал обра­ зец борьбы трудящимся массам Рос­ сии». З а Москвой поднялись на вооружён­ ное восстание рабочие, других промыш­ ленных центров страны. Живой отклик московское вооружён­ ное восстание цашло также и в Си­ бири. Сибирские рабочие под руководством большевистской партии активно участво­ вали во всеобщей политической стачке и в вооружённом восстании против цариз­ ма. Они своей героической борьбой впи­ с али славные страницы в историю пер­ вой русской революции 1905 — 1907 гг. * ’* Передовым пролетарским отрядом в революцию 1 9 0 5— 1907 гг. в Сибири были железнодорожники . В еликая сибир­ ская железнодорожная магистраль, дей­ ствующая ко времени революции 1905 года на всём протяжении от У рала до бе­ регов Тихого океана, явилась в те годы ареной ожесточённых схваток с цариз­ мом. Крупными очагами революционного движения были железнодорожные ма­ стерские и депо на станциях Омск, Тайга, ■Красноярск , Иланская , Иркутск , Чита и др. С первых дней революции (9 янв аря 1905 г.) по всем городам Сибири и депов­ ским станциям дороги непрерывно нара­ стала волна стачек, проходили митинги, демонстрации, часто заканчивающиеся кровавыми стычками с полицией, ж ан ­ дармерией и казаками . Комитет. Сибирского Союза РС Д РП в январской прокламации писал: «В наших руках судьба движения по Сибирской до­ роге... Всеобщая стачка по линии Сибир­ ской ж елезной дороги, сознательно уст­ роенная против войны, — это первый ш аг восстания народа против монархии... Всеобщая стачка сибирских рабочих — первый шаг к революции». Сотни тысяч листовок, распространяе­ мых большевистскими организациями , находили живой отклик у рабочих-желез- нодорожников, поднимали их боевой ре­ волюционный дух. Октябрьская всеобщая политическая забастовка , начатая красноярскими ж е­ лезнодорожниками 13 (26) октября , тот­ час же охватила всю линию ж елезной дороги. К забастовке присоединились те ­ леграфисты , прервав связь царского пра­ вительства с востоком, а также рабочие и служащ ие городских предприятий. Хо­ зяевами на дороге стали стачечные коми­ теты, без их ведома не отправлялись по­ езда, распоряж ения железнодорожной администрации не выполнялись. Всеобщая политическая стачка на Си­ бирской ж елезной дороге началась и проходила в своеобразной обстановке, так как совпала по времени с массовой демобилизацией солдат из Маньчжурии после поражения в войне с Японией и з а ­ ключения мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2