Сибирские огни, 1955, № 6
дичами, фактически её батраками. До этого я видела много ненцев. И даже в дооктябрьские , такие тёмные, беспро светные для них времена бросалось в глаза чувство собственного достоинства и доброжелательства , которым они были проникнуты. Н ациональная одежда всег да была чем-нибудь украшена, к а залась по-своему изящной и не лишённой приз наков щегольства. Чёрные до блеска во лосы женщин, разделённые аккуратным пробором, заплетались в косы, мужчины тщ ательно приглаживали и ровно подре зали низко опускающуюся на лоб гус тую чёлку . С достоинством держали себя даже бедняки-ненцы. Какой-то бу дет встреча с хозяйкой огромных стад? Я открыла белую нюку1 чума и вошла. Крупнейшая богачка тундры поразила меня, но совсем не так, как можно было ожидать. Она сидела как истукан на по чётном месте против входа и больше бы ла похожа на сеядая (деревянного божка), которого его владелец , рас сердившись, избил, растрепал и вы бросил. Её седые волосы порыжели от грязи и напоминали отслужившие травяны е стельки , которые ненцы носят в своих меховых пимах. Маленькое личико было и зрезано чёрными от скопившейся в них грязи морщинами. Она никогда, ви димо, не причёсывалась и не умывалась. Узенькие глазки были красны и гнои лись. — Ани дорово, — с к а зал а я ей обыч ное приветствие. Она даже не взглянула на меня и про долж ала , тоже не глядя , пробирать од ного из пастухов за потерянного телёнка. С тарик , — кстати, её дядя, — сидел, го рестно опустив голову, и молча слушал её злой голос. Говорят, что считать оленей у ненцев тогда почиталось грехом, да хо зяйка и не умела считать. Сколько голов в её стаде, никто не знал . Но везде находятся подхалимы , и они сообщали ей о не счастных случаях . •— Да, были такие богачи в тундре ,— согласился мой спутник, выслушав рас сказ об этой давней встрече .— Впро чем , иногда они в одну ночь разоря лись: эпизоотии были страшные, ветери нарной помощи никакой. Даже по офи циальной статистике того времени, в Об ской тундре за лето сибирская язва уно сила по пятьдесят и по сто тысяч оле ней. В первую очередь страдали о т это го, конечно, бедняки... . Он помолчал, словно вспоминая что- то, а потом стал рассказы вать о нынеш ней жизни ненцев-оленеводов, о богат стве колхозов, о труде зоотехников и ве теринаров , которые ездят по тундре, от стада к стаду, месяцами находясь вдали от дома. С собой у них палатка, спаль ный мешок, продукты. Но большей ча 1 Н ю к а—полог, закрывающий вход в чум. стью, когда приедут к стадам, они жи вут с ненцами, в чумах. Конечно, такая жизнь трудна, но есть в ней и своя .поэзия. Весной пастухи со стадами каслаются к местам отёла. Апрель-май в тундре — это ещё не наша весна. До весны в это время там далеко . Тундра подрыта сне гом . Но дни уже стали светлыми и длин ными — многосуточная ночь кончилась. Утром в чуме обыкновенно первой встаёт старуха . Она разжигает железную печку. Благодатное тепло разливается по чуму. Прежде всего его чувствуют ноги, которые остывают за ночь больше всего. Под влиянием тепла все быстро про сыпаются и выскакивают из чума умыть ся: вода для этого согрелась на печке. Но ещё лучше умываться снегом . Небо только что начало светлеть, и розовое внизу оно как-то особенно легко прика сается к заснежённым синим холмам. Кое-где, как тонкие узоры на сине-розо- вом фоне, выделяются кустарники. Тём ными, тяжёлыми силуэтами с чёрным ажуром рогов рисуются олени. Вот из чума вышла Нюрочка, млад шая дочка бригадира^пастуш ьей брига ды. Она держит в вытянутой руке кусок хлеба , густо посыпанный солью, и один из оленей доверчиво подходит к ней, вы тягивает свою изящную голову, слизы вает соль, а потом и хлеб. М аленькая ненка обнимает оленя за шею и весело смеётся. — Нюра, это твой олень? — Наш. — А может быть чужой? — У нас чужих нет. — А колхозные? — Так они же не чужие, а наши. З а утренним чаем обсуждается план работы на день. Потом начинается ловля оленей. Кое-где в тундре уже применя ются коралли — нечто вроде загонов, временных, верёвочных, или постоянных, из дерева. Но, к сожалению, эти про стые сооружения есть не везде, и, чтобы осмотреть животных или сделать им при вивку, приходится сгонять стадо в одно место и вылавливать животных тянь- дзинем, ненецким лассо. Вот двое пастухов идут к оленям . Впе реди бегут две лайки. Один из пастухов своеобразно гикает, и два пушистых бе лых комочка покатились к стаду. Олени, почуяв собак, встрепенулись и понеслись вверх по склону холма. Но поощряемые криками пастухов, собаки забегают с двух сторон наперерез стаду и звонким подлаиванием поворачивают оленей к чумам. Солнце только что поднялось, и бегущие олени чётко выделяются на ярко освещённом склоне холма. На сне гу играют прихотливые и странные тени. Собравшиеся возле чумов мужчины заволновались. Некоторые уже держат в руках тяньдзини. Капюшоны малиц сброшены на шею, и головы ничем не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2