Сибирские огни, 1955, № 5

удачные иллюстрации. Хорошо переда­ ют настроение рисунки к стихам Е. Стю­ арт, весело, с шуткой сделаны иллюст­ рации к стихам Юрия Левитанского, художник помог автору рассказа «Кась- ка» — Константину Бохану. Но часто художники засушивают ри­ сунки, делают их схематичными, выпол­ няют однообразными, грубыми штриха­ ми. Такова полосная иллюстрация перед очерком В. Мариной «Старый камен­ щик», на пучки проволоки походит вода в рисунке на стр. 65. Эти же недостатки — сухость и схе­ матичность — свойственны и рисункам на обложках. Кроме того, не всегда удачно решаются обложки в цвете: в 1954 году обложка сделана в четыре краски, а выглядит она очень бедно. Иллюстрируют и делают обложки к сборникам только художники В. Болдин и В. Фридеман. Издательству следовало бы привлекать к этой работе больший коллектив графиков. В сборнике «Край родной» много хо­ рошего. И это хорошее нужно всеми си­ лами развивать, чтобы каждый выпуск стал праздником для ребёнка, радост­ ным событием в его жизни. Н. Малюкова. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО Новосибирским книжным издатель­ ством выпущен первый сборник стихов для детей Людмилы Дружининой «Весё­ лый кружок»1. Эта книга адресована дошкольникам. В весёлом кружке её героев дети знако­ мятся с недогадливым мальчиком Серё­ жей, попрыгуньей Иринкой, с «ловким мастером», который всем на удивленье проводит телефон «из столовой на бал­ кон». Кроме того, перед читателями про­ ходит целый хоровод маленьких обита­ телей леса и сада: трудолюбивая белка, ленивая толстая улитка, хитрый жучок, весёлый маленький сверчок «со скрип­ кой и смычком». Первое же знакомство с книгой Л. Дружининой убеждает в том, что пе­ ред нами способный детский поэт. Л. Дружинина умеет разговаривать с са­ мыми маленькими читателями просто и непринуждённо, с хорошей улыбкой, с мягким юмором, вполне доступным ребя­ там. Есть в стихах Л. Дружининой иск­ ренность и непосредственность, умение дать точный художественный образ, сло­ вом, художественные их достоинства не­ сомненны. Трудно удержаться от того, чтобы не привести целиком одно из наиболее удач­ ных стихотворений «Неприятность»: 1 Л ю д м и л а Д р у ж и н и н а . «Весёлый кр уж о к » . Новосибирское книжное изд-во, 1955. Рисунки Л. Селизарова. 32 стр. Почему так получается — Пуговка одна теряется? Как на петли ни смотри — На пальто их ровно три. Три и пуговки, а всё же Не справляется Серёжа. Мама сына одевает — Пуговок всегда хватает. Застегнёт Сергей пальто — Получается не то: Вот внизу опять видна Петля лишняя одна! И Серёжа удивляется: Почему так получается? Когда ребёнок слушает это стихотво­ рение, в его глазах зажигаются лукавые огоньки. Он очень живо реагирует на за­ труднение Серёжи. Хорошо, что заканчи­ вается стихотворение не объяснением случившегося, а вопросом: почему так получается? Ребёнок сам охотно отвеча­ ет на этот вопрос. Очень привлекательно стихотворение- шутка «Сороконожка». Первые же стро­ ки приковывают внимание динамикой содержания и лаконичностью языка. Многие стихотворения сборника «Ве­ сёлый кружок» посвящены знакомым предметам и явлениям. Но, рассказывая о том, что детям, казалось бы, уже из­ вестно, JI. Дружинина раскрывает эти явления с новой стороны, обращая вни­ мание ребёнка на интересные и, может быть, ускользнувшие от него детали. На­ пример, дети знают, что белка летом го­ товит запасы на зиму,, но как она это де­ лает, не все малыши, особенно город­ ские, представляют ясно. И об этом рас­ сказывается в стихотворении «Белкина кладовая». Большинство из помещённых в сбор­ нике произведений привлекает хорошей интонацией, конкретными образами, яс­ ностью языка. Есть среди стихов JI. Дружининой и такие, в которых ещё весьма ощутимы недостатки, свидетельствующие о неок­ репшем мастерстве молодого автора. Скажем, стихотворение «Телефон» яв­ но распадается на две части, потому что JI. Дружинина не сумела осуществить свой замысел: рассказать о том, как под влиянием телефонного разговора с отцом у мальчика рождается желание .самому протянуть «телефонную нить». Вяло звучит и стихотворение «Утро», открывающее сборник. В нём удачно сравнение: «Мы уселись в мягких крес­ лах, как горошины в стручке». Однако этим и ограничиваются его достоинства. Оно статично, в нём только перечисля­ ются факты: машина возит ребят, мы уселись, здесь не тесно... Совсем неудачны, на наш взгляд, «На­ ша родня» и «У дяди Яши новость». По замыслу Л. Дружининой стихотворение «Наша родня» должно внушить детям уважение ко взрослым, к почётному тру­ ду пап и мам, чьи портреты украшают доску почётй у заводских ворот. Но этот хороший замысел воплощён неумело, схематично. В стихотворении «У дяди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2