Сибирские огни, 1955, № 5

«зацветающие голубыми огнями глаза», «что бывшее его дело — самое беспо­ койное из человеческих занятий». (По­ чему дело врача или учителя более спо­ койное?). И даже для того, чтобы пока­ зать, какой хороший мастер Михаил Степанович, автор совершенно напрасно заявляет, что «легко было русским ма­ стерам вытачивать сложные узоры для своих терем-теремков из мягкого подат­ ливого дерева», а что Михаилу Степлно- вичу-де это значительно труднее делать из кирпича. Старым мастерам тоже не­ лёгким трудом давались сложные краси­ вые узоры, и они требовали большого умения и таланта. Для того, чтобы пока­ зать заслуги наших современников, сов­ сем не требуется обесценивать труд их предков. Для первого очерка автор нашёл ин­ тересный факт, и мы как бы сквозь него увидели, как ответственен труд диспет­ чера, что он требует настойчивости, зна­ ния не только паровозного и вагонного хозяйства, но и людей, веры в них. Че­ рез один час труда диспетчера видна умная работа всего железнодорожного транспорта. Для второго своего очерка В. Мари­ на собрала обширный материал, возмож­ но, что и трудилась над ним больше, а получился он бледнее. Это произошло оттого, что здесь автор не проявил изо­ бретательности и выдумки. А они очень нужны при создании очерка для детей. Г. Клепцова тоже излагает массу фак­ тов в своём очерке об Артеке. Она по­ дробно описывает путь ребят в Артек, прощание с родными, неделю пути: за­ рядки по утрам, беседы с пассажирами, выпуск стенной газеты и т. д. Из жизни уже в Артеке автор даёт тоже много подробностей. И всё-таки картины Артека — необыкновенного, единственного на земном шаре такого пионерского лагеря — не получилось. Это произошло оттого, что автор увлёк­ ся подробностями, а создать из них цель­ ную картину не сумел. По пути в Артек ребята были охва­ чены ожиданием чего-то необычайного, чудесного. И в первой половине очерка дано столько превосходных степеней для ребячьих переживаний, что, приехав в Артек, ни они уже не в силах были ничем восхищаться, ни автор не в силах изобразить более высокую, степень дет­ ского удивления, восхищения и счастья. Из жизни в Артеке автор выбирает факты, которые характерны для любого обычного пионерского лагеря: и плотины строят ребята многих школ, и на экскур­ сии ходят почти круглый год. А вот о встрече с матерью Павлика Морозоза, о пионерской дружбе детей многих на­ циональностей, которая так характерна для артековских дней, об 'ощущениях необъятности нашего Отечества (в Артек приезжают и с юга, и с Крайнего Севера, и с запада, и с востока СССР) автор упоминает мимоходом, только сообщает об этом читателям. А ведь это, в первую очередь, нужно было показать взволно­ ванно, в конкретных образах. Юным читателям нужно прививать любовь к родному селу, городу, краю. Очерки об этом должны чаще встречать­ ся в детских книгах. И хорошо, что Г. Кунгуров решил рассказать ре­ бятам о монументальном памятнике В. И. Ленину, установленном в Иркут­ ске. Но досадно, что автор не нашёл све­ жих образов, ярких слов. По страницам очерка бродят два ста- ричка-старожила и всем умиляются. Весь очерк-зарисовка составлен из словесных штампов, здесь и «с неослаб­ ным вниманием слушают речи орато­ ров», и «нескончаемым потоком идут со­ ветские люди», и «многоцветный ковёр цветов», и «шустрый, бойкоглазый мальчишка», и «ровные ряды пионеров», и «стройные ряды учащихся» — и всё это на трёх страницах! Увлекательно показана жизнь матро­ сов и командиров судов, плавающих по Байкалу, в очерке И. Молчанова-Сибир- ского «Байкальские друзья»: жизнь, полная опасности, требующая от людей мужества, но согретая глубокой лю­ бовью к морю, — все местные жители называют Байкал не озером, а морем. Прочитав очерк, каждый увидит, как своенравен Байкал, когда разыграется, разбушуется, но зато в тихую погоду ласковее и красивее его нет ничего во­ круг. Автор показывает, как трое матро­ сов во время шторма высаживаются с парохода на ненадёжную лодку, чтобы поймать в открытом море оторвавшиеся от каравана плоты. И эти трое матросов выполняют задание. Опять основная удача очерка — в умело найденном факте. Самого большого одобрения заслужи­ вает горячее желание авторов очерков показать ребятам, как много прекрасного окружает человека. С любовью делают иркутяне раздел «Малышам». Если взять последние сбор­ ники, то мы найдём в них хорошие сказки («Мороз и Ангара» Ю. Белого­ ловой или сказки JI. Кукуева), интерес­ ные загадки Марка Сергеева, стихи и рассказы для дошколят. Дети любят слушать сказки, отгады­ вать загадки. Но в литературе для детей эти жанры разрабатываются очень сла­ бо. Поэтому произведения иркутских пи­ сателей заслуживают большого одобре­ ния. Полиграфическая база, очевидно, огра­ ничивает возможности оформления сбор­ ников. В них совсем нет многоцветных иллюстраций, все рисунки выполнены в штриховой манере, как наиболее легко воспроизводимые при печати. Несмот­ ря на это, в сборнике за 1954 год есть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2