Сибирские огни, 1955, № 5
легко воспитать охотничью собаку, инте ресно рассказывает Н. Устинович. А. Иванов в рассказе «Лебединое озе ро» показывает, как лебеди, эти тихие величественные птицы, становятся му жественными и грозными, когда вступа ют в бой с огромным орлом и побежда ют его, чтобы спасти гнездо. Прочитав рассказ, ребята вместе с его героями по бывают около пробуждающегося озера в тот момент, когда восходит солнце, уви дят, как утренний ветер колышет над озером туман, как на воде появляются первые розовые пятна восхода... Беднее в познавательном и в художе ственном отношении рассказ Константи на Бохана «Каська». В лесном озере дед Захар разводит серебристых карпов. У деда есть люби мец — карп Каська. Каська приплывает за пищей на звонок деда Захара и «не обращает внимания на его болтовню», но стоит приблизиться к воде чужому чело веку, «карп отходит от берега». Допустим, что можно приучить рыбу есть по звонку, что можно дать имя од ному карпу и по размерам отличать его от сотен других карпов. Но может ли карп отличить одного человека от друго го: своего от чужого? И ещё: дед Захар разрешает порыба чить в озере своим знакомым, уверен ный, очевидно, что Каська — «умная тварь» — так его называет дед — и на удочку не пойдёт. Всё это кажется не совсем правдопо добным. В рассказе «Каська» много надуман ных, вызывающих неправильное пред ставление сравнений. Вот одно из них: «Они (карпы) смело подплывали к бе регу, отталкивали друг друга, блестели на солнце чешуёй, словно б и т о е с т е к л о , брошенное в воду». Битое стекло — это предмет, ненуж ный человеку, острый, неприятный, и сравнивать его с живой серебристой ры бой, которую так любит дед Захар, зна чит нарушать художественный образ. Кроме того, стекло, брошенное в воду, сразу же утонет и блестеть будет только на очень мелком месте, а разговор идёт про глубокое озеро. Сборник 1954 года открывается сти хами Елизаветы Стюарт «Помни о них». Судьбе детей рабочих в странах, где властвуют бесчеловечные законы капита лизма, посвящены эти стихи, нужные, воспитывающие в читателях чувства про летарского интернационализма, солидар ности трудящихся всех стран. «Секретная фамилия» — так назы вается рассказ в стихах Юрия Левитан- ского. Это стихи о плохом ученике, кото рый весь год ленился и к экзаменам не мог подготовиться. Детской литературе очень недостаёт стихов, остро, весело разоблачающих перед ребятами «героев», которые счи тают ниже своего достоинства ежедневно учить уроки, быть дисциплинированны ми, вежливыми. Поэтому хорошо, что по эт взялся за подобную тему. Но он поче му-то сочувственно и доброжелательно относится к своему лентяю. Едва ли вы зовет одобрение школьников авторская снисходительность к таким героям. П. Реутский рассказывает в стихах о человеке, который всё знает. Стихи на зываются «Человек-эйциклопед». Но, прочитав их до конца, ребята не узнают о человеке-энциклопеде больше, чем они узнали, прочитав только заглавие. Кто он такой, этот человек,' почему он знает больше всех окружающих? Написать очерк для детей, в котором была бы коротко, но правильно и увле кательно подана суть дела, — очень трудно. Один очерк ребята охотно про читают, а другой, о явлении, может быть, даже более интересном, отклады вают недочитанным. Почему это проис ходит? В какой-то мере на этот вопрос отвечают напечатанные в сборниках «Край родной» два очерка: «Тот, кто командует поездами» и «Старый камен щик». Оба их написала В. Марина. В первом рассказывается о работе диспетчера на железнодорожном транс порте. Диспетчеру Александру Ивановичу нужно срочно отправить тяжёлый состав с кирпичом на новостройку. Одному па ровозу такой поезд везти не под силу, а другого нет. Что делать? Комсомолец машинист Журавич берётся провести состав. Александр Иванович разрешает. Много дел у диспетчера, а всё-таки нет, нет, да и вкрадётся беспокойная мысль: что-то Долго не сообщают с со седней станции о прибытии Журавича, а вдруг где-нибудь остановился состав, не смог один паровоз вытянуть? Но нет, верит Александр Иванович Журавичу. И опять ждёт... И вот, наконец-то, со седняя станция сообщает, что Журавич прошёл. —• Понятно,— коротко отвечает Алек сандр Иванович и принимается за дру гие, такие же важные и срочные дела. На четырёх страницах уместился очерк с острым, волнующим сюжетом. По-другому решила В. Марина расска зать о строителе клубов, школ, жилых домов — лучшем каменщике Иркут ска — Михаиле Степановиче Родионове. Если в первом очерке — напряжённое действие, здесь — статичность: авгор изображает заслуженного каменщика не в действии, а в своём саду, когда ста рый мастер ушёл на пенсию, дела его показаны как экскурсы в прошлое, на писанные почти в виде справок. И если в первом очерке В. Мариной образ ге роя рождался из его поступков, о чело веке говорили его дела, то здесь автору приходится прибегать к слАесным ухищрениям: сообщается, что у Михаила Степановича «одухотворённое лицо»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2