Сибирские огни, 1955, № 5

легко воспитать охотничью собаку, инте­ ресно рассказывает Н. Устинович. А. Иванов в рассказе «Лебединое озе­ ро» показывает, как лебеди, эти тихие величественные птицы, становятся му­ жественными и грозными, когда вступа­ ют в бой с огромным орлом и побежда­ ют его, чтобы спасти гнездо. Прочитав рассказ, ребята вместе с его героями по­ бывают около пробуждающегося озера в тот момент, когда восходит солнце, уви­ дят, как утренний ветер колышет над озером туман, как на воде появляются первые розовые пятна восхода... Беднее в познавательном и в художе­ ственном отношении рассказ Константи­ на Бохана «Каська». В лесном озере дед Захар разводит серебристых карпов. У деда есть люби­ мец — карп Каська. Каська приплывает за пищей на звонок деда Захара и «не обращает внимания на его болтовню», но стоит приблизиться к воде чужому чело­ веку, «карп отходит от берега». Допустим, что можно приучить рыбу есть по звонку, что можно дать имя од­ ному карпу и по размерам отличать его от сотен других карпов. Но может ли карп отличить одного человека от друго­ го: своего от чужого? И ещё: дед Захар разрешает порыба­ чить в озере своим знакомым, уверен­ ный, очевидно, что Каська — «умная тварь» — так его называет дед — и на удочку не пойдёт. Всё это кажется не совсем правдопо­ добным. В рассказе «Каська» много надуман­ ных, вызывающих неправильное пред­ ставление сравнений. Вот одно из них: «Они (карпы) смело подплывали к бе­ регу, отталкивали друг друга, блестели на солнце чешуёй, словно б и т о е с т е к ­ л о , брошенное в воду». Битое стекло — это предмет, ненуж­ ный человеку, острый, неприятный, и сравнивать его с живой серебристой ры­ бой, которую так любит дед Захар, зна­ чит нарушать художественный образ. Кроме того, стекло, брошенное в воду, сразу же утонет и блестеть будет только на очень мелком месте, а разговор идёт про глубокое озеро. Сборник 1954 года открывается сти­ хами Елизаветы Стюарт «Помни о них». Судьбе детей рабочих в странах, где властвуют бесчеловечные законы капита­ лизма, посвящены эти стихи, нужные, воспитывающие в читателях чувства про­ летарского интернационализма, солидар­ ности трудящихся всех стран. «Секретная фамилия» — так назы­ вается рассказ в стихах Юрия Левитан- ского. Это стихи о плохом ученике, кото­ рый весь год ленился и к экзаменам не мог подготовиться. Детской литературе очень недостаёт стихов, остро, весело разоблачающих перед ребятами «героев», которые счи­ тают ниже своего достоинства ежедневно учить уроки, быть дисциплинированны­ ми, вежливыми. Поэтому хорошо, что по­ эт взялся за подобную тему. Но он поче­ му-то сочувственно и доброжелательно относится к своему лентяю. Едва ли вы­ зовет одобрение школьников авторская снисходительность к таким героям. П. Реутский рассказывает в стихах о человеке, который всё знает. Стихи на­ зываются «Человек-эйциклопед». Но, прочитав их до конца, ребята не узнают о человеке-энциклопеде больше, чем они узнали, прочитав только заглавие. Кто он такой, этот человек,' почему он знает больше всех окружающих? Написать очерк для детей, в котором была бы коротко, но правильно и увле­ кательно подана суть дела, — очень трудно. Один очерк ребята охотно про­ читают, а другой, о явлении, может быть, даже более интересном, отклады­ вают недочитанным. Почему это проис­ ходит? В какой-то мере на этот вопрос отвечают напечатанные в сборниках «Край родной» два очерка: «Тот, кто командует поездами» и «Старый камен­ щик». Оба их написала В. Марина. В первом рассказывается о работе диспетчера на железнодорожном транс­ порте. Диспетчеру Александру Ивановичу нужно срочно отправить тяжёлый состав с кирпичом на новостройку. Одному па­ ровозу такой поезд везти не под силу, а другого нет. Что делать? Комсомолец машинист Журавич берётся провести состав. Александр Иванович разрешает. Много дел у диспетчера, а всё-таки нет, нет, да и вкрадётся беспокойная мысль: что-то Долго не сообщают с со­ седней станции о прибытии Журавича, а вдруг где-нибудь остановился состав, не смог один паровоз вытянуть? Но нет, верит Александр Иванович Журавичу. И опять ждёт... И вот, наконец-то, со­ седняя станция сообщает, что Журавич прошёл. —• Понятно,— коротко отвечает Алек­ сандр Иванович и принимается за дру­ гие, такие же важные и срочные дела. На четырёх страницах уместился очерк с острым, волнующим сюжетом. По-другому решила В. Марина расска­ зать о строителе клубов, школ, жилых домов — лучшем каменщике Иркут­ ска — Михаиле Степановиче Родионове. Если в первом очерке — напряжённое действие, здесь — статичность: авгор изображает заслуженного каменщика не в действии, а в своём саду, когда ста­ рый мастер ушёл на пенсию, дела его показаны как экскурсы в прошлое, на­ писанные почти в виде справок. И если в первом очерке В. Мариной образ ге­ роя рождался из его поступков, о чело­ веке говорили его дела, то здесь автору приходится прибегать к слАесным ухищрениям: сообщается, что у Михаила Степановича «одухотворённое лицо»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2