Сибирские огни, 1955, № 5

ющий мастерскими. Присев на краешек стула, он небрежно сказал: —• Беда, начальник. Станок токарный сломался, а подгонку валов только на нём можно делать. Виктор внимательно оглядел этого не­ молодого уже человека в стёганом ват­ нике и шапке со звездой. Безошибочно угадал в нём бывшего армейца. Только лицо его сейчас густо заросло рыжей щетиной. — Причину поломки установили? — Недосмотрели малость. Залили не той смазкой. — Вот что, — сухо сказал Виктор и поднялся из-за стола. — Я иду к станку, а вам моё первое задание. Сейчас же от­ правляйтесь домой и побрейтесь как сле­ дует. И в таком виде на работу никогда больше не выходите? Ясно? — Ясно! — по-военному подтянулся тот, поспешно выходя из кабинета. В две­ рях он оглянулся на Виктора, посмотрел так, будто впервые его увидел». Автор хочет сказать, что заведующий мастерскими оглянулся на Виктора, по­ ражённый и восхищённый его волей и решительностью. Нам же кажется, что заведующий оглянулся, стараясь вспом­ нить название тех произведений, где во­ левые начальники уже употребляли этот блестящий педагогический приём. В дан­ ном случае фальшь усугубляется ещё тем, что Виктор, конечно, намного моло­ же «бывшего армейца» и тем, что посы­ лает он его бриться во время рабочего дня, когда тот может каждую минуту по­ надобиться в мастерских. Вспоминая об этом эпизоде, Виктор не без самодовольства думает: «Да, кое-что за эти месяцы изменилось». К сожале­ нию, читатель так и не узнаёт, как до­ бился главный инженер этих перемен — одним ли бритьём подчинённых или ещё чем-нибудь — не узнаёт, потому что при­ ведённая сцена — единственная, так сказать, показывающая героя рассказа в его трудовой деятельности. Вообще же МТС — это только живописная декора­ ция для истории, которая отнюдь не мо­ жет поразить читателя новизной. Оказывается, Виктора бросила люби­ мая девушка, отказавшаяся ехать в село. Виктор терзается, даже курить начина­ ет, но стоит ему встретить местную мо­ лодую учительницу с пушистыми ресни­ цами и поговорить с ней пять минут; как все его переживания как рукой сни­ мает, и он выбрасывает недокуренную пачку папирос. Трудно в этом сборнике найти образ, мысль, которые не были бы знакомы чи­ тателю по десятку других книг. В рассказе «Важное дело» тоже имеет­ ся главный инженер, недавно приехав­ ший в МТС. Упоминается и гайдаровский Тимур, но от этого старая-престарая история о мальчике, отказывающемся от удовольствий, чтобы совершить благород­ ный поступок — сообщить своему стар­ шему другу, что у того родился сын — не становится новее. Вдобавок действие рассказа происходит в новогодние дни, и это уж совсем сближает его с теми «рождественскими» рассказами, что пе­ чатались в незапамятные времена. Вряд ли найдётся читатель, которому не был бы знаком по литературе и ге­ рой рассказа «После концерта» — моло­ дой рабочий, хороший парень, но с го­ ловой, сильно закружившейся от успе­ хов . Вполне оригинален только рецепт излечения от этой болезни. Славка С. Шибаева «осознал и перестроился» после того, как побывал на эстрадном концерте, где московская певица пела: Я одна иду домой, Вся печаль моя со мной. Неужели моё счастье Пронесётся стороной. и где «кроме светлой грусти ничего уж, нельзя было ощущать». Славка тоже ни­ чего кроме не ощущал и немедленно ис­ правился, сейчас же после концерта со­ общив другу, что готов заниматься с ре­ месленниками, учить их мастерству, от чего он раньше отказывался. После прочтения этого рассказа окончательно понимаешь и две другие слабости молодого литератора. Это, во- первых, явное стремление к лакировке, к самому мирному и скорому решению всех конфликтов. В самом деле, ведь та же самая «Весна» намного бы выиграла,' если бы мы могли поверить в глубину переживаний Виктора. Но автор спешит, ему нужно как можно скорее добиаться до благополучного конца, и вот Виктор сразу кончает со своей тоской, едва за­ мечает, что в голосе только что встре­ ченной девушки звучит «какой-то отте­ нок, придавший её словам особую значив мость». Лакировка портит и 1те рассказы С. Шибаева, в которых есть живые де­ тали, — «Отец» и «Врач». В последнем самым неубедительным получился образ главной героини — врача Зои Васильев­ ны Каштановой. Неубедительным потому, что его индивидуальные черты мешает разглядеть ореол стопроцентной «поло­ жительности». Речь идёт, разумеется, не о том, чтобы придать этому образу какие-либо отрицательные черты. Но мы хотели бы услышать её раздумья, по­ нять, чем она отличается от других хо­ роших врачей. Но ореол слепит глаза... И ещё один недостаток — стилисти­ ческие штампы. Если герой С. Шибаева, вспоминая о девушке, представит себе чайку, то чайка эта непременно будет «лёгкая, с тёмными гордыми глазами». Ресницы . девушки будут, разумеется, «пушистыми», фигура — «статная», а сама девушка «тоненькая, какая-то вся светлая». Подведём итоги. В рассказах С. Ши­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2