Сибирские огни, 1955, № 5

творении «Биография», причём это по­ верхностная имитация; симоновские ин­ тонации есть и в «Дороге», и в «Идут .дожди», и в стихах из раздела «Встре­ чи и расставания». Несколько слов о явных неудачах сборника. Отказ от поэтических поисков приводит к тому, что живые картины подменяются декларациями. Например, ■стихотворение «Магистраль» заканчи­ вается такими строками: ...Были дни нелегки, но уносила вдаль взводы, роты, полки главная магистраль. Состав, за составом вслед шли беспрерывно тут. Во славу наших побед вложен её труд. Здесь не увидишь образного раскры­ тия авторской мысли, как это было ■сделано в ярком стихотворении «Сор­ няк». Допускает Л. Чикин и ошибки, так сказать, обратного порядка. Картина буд­ то нарисована, но бездумно, и, естест­ венно, никаких мыслей не вызывает. Возьмём стихотворение «Декабрьский воздух стынет над рекой». Поэт описы­ вает портовый кран, который «протяну­ той рукой поддерживает купол небосво­ да». Сообщив о том, что кран «без ра­ боты летом не бывал», автор заклю­ чает: ...Поёт пурга над далью снеговой, Спят подо льдом широкие дороги, А кран стоит в порту, как часовой, Всегда готовый к бою по тревоге. Предметом поэзии всегда был и остаётся человек. Конечно, в центре сти­ хотворения может стоять любой предмет {в том числе и кран), но он должен быть ■согрет отношением автора, и тогда за этим предметом всегда будет чувство­ ваться «второй план», то главное, во имя чего поэт взялся за перо. Иные стихи сборника интересно заду­ маны, но мысль поэта утонула в неточ­ ных, приблизительных словах. Обратим­ ся к стихотворению «Причём здесь бог?». Очень заманчивая цель увлекла авто­ ра — показать величие человека, силу его ума и рук. Свежий «поворот» этой теме давало наблюдение, что подчас лю­ ди привычной формулой «слава богу» приписывали собственные заслуги «выс­ шей силе». Но поэт ограничился тем, что вяло рассказал, как старики безуспешно про­ сили бога «продлить погожие деньки», а когда появились всходы, «опять ска­ зали: — Слава богу!» Так стихотворение превратилось в рифмованную констатацию факта. К этому следует добавить, что в нём много несообразностей, и едва ли не каждая последующая строфа опроверга­ ет предыдущую. Вначале автор говорит: старики д а в ­ но п о ' н я л и , «что нету бога». Вслед за этим мы узнаём, что старики н а д е ­ ю т с я на «божью помощь» и просят «погожих дней». Несмотря на просьбы стариков, «трое суток дождь по крышам в безумной ярости стучал», а когда пере­ стал (именно этого и хотели старики), им «понятно стало: от бога помощи не жди». Казалось бы, старики должны придти к прямо противоположным выводам. И совсем удивляет такая строфа: Мы не надеялись на бога. Бог не утешит: он далёк. Ну, а у нас своя дорога. Причём же здесь, скажите, бог? Здесь ход рассуждения таков: бог сам по себе, а мы сами по себе, то есть в этой строфе сам автор, если его пони­ мать буквально, признаёт существова­ ние бога, отмечая лишь, что он далёк от людей. Так, небрежность в языке до не­ узнаваемости исказила мысль поэта. О недостатках первой книги нужно сказать в полный голос, их легче устра­ нить в зародыше, не дав им разрастись. Но для этого поэту надо много и напря­ жённо работать. Если он пойдёт по нелёг­ кому пути поисков и настойчивого ^пре­ одоления трудностей, он сможет добить­ ся успеха. Ю. Мостков . БЕЗ ИСКАНИЙ Сборник рассказов «Весна» — первая книга омского прозаика Сергея Шибае­ ва1. Он умеет занимательно рассказать о событии, нарисовать внешний портрет героя. Композиция его рассказов обычно продумана, действие развивается ровно и последовательно, нет разбросанности, свойственной некоторым молодым авто­ рам. Встретив на обложке книги новое имя, естественно, надеешься найти что- то новое и в содержании произведения. И литературную неопытность, и отдель­ ные ошибки можно простить молодому писателю за его стремление сказать что- то своё, увидеть мир по-новому, за твор­ ческие искания. Внешне некоторые сюжетные положе­ ния рассказов С. Шибаева новы и злобо­ дневны. Заводской инженер Виктор на­ значен главным инженером отстающей МТС («Весна»), Читателя, который зна­ ет, как нелегки первые шаги специали­ стов, приехавших на работу в село, за­ интересовывает положение Виктора. Как же будет действовать молодой инженер? «В первый день к нему зашёл заведу­ 1 С е р г е й Ши б а е в . «В е сн а » . Омское книжное изд-во, 1955 г. Редактор М. Иоффе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2