Сибирские огни, 1955, № 5
творении «Биография», причём это по верхностная имитация; симоновские ин тонации есть и в «Дороге», и в «Идут .дожди», и в стихах из раздела «Встре чи и расставания». Несколько слов о явных неудачах сборника. Отказ от поэтических поисков приводит к тому, что живые картины подменяются декларациями. Например, ■стихотворение «Магистраль» заканчи вается такими строками: ...Были дни нелегки, но уносила вдаль взводы, роты, полки главная магистраль. Состав, за составом вслед шли беспрерывно тут. Во славу наших побед вложен её труд. Здесь не увидишь образного раскры тия авторской мысли, как это было ■сделано в ярком стихотворении «Сор няк». Допускает Л. Чикин и ошибки, так сказать, обратного порядка. Картина буд то нарисована, но бездумно, и, естест венно, никаких мыслей не вызывает. Возьмём стихотворение «Декабрьский воздух стынет над рекой». Поэт описы вает портовый кран, который «протяну той рукой поддерживает купол небосво да». Сообщив о том, что кран «без ра боты летом не бывал», автор заклю чает: ...Поёт пурга над далью снеговой, Спят подо льдом широкие дороги, А кран стоит в порту, как часовой, Всегда готовый к бою по тревоге. Предметом поэзии всегда был и остаётся человек. Конечно, в центре сти хотворения может стоять любой предмет {в том числе и кран), но он должен быть ■согрет отношением автора, и тогда за этим предметом всегда будет чувство ваться «второй план», то главное, во имя чего поэт взялся за перо. Иные стихи сборника интересно заду маны, но мысль поэта утонула в неточ ных, приблизительных словах. Обратим ся к стихотворению «Причём здесь бог?». Очень заманчивая цель увлекла авто ра — показать величие человека, силу его ума и рук. Свежий «поворот» этой теме давало наблюдение, что подчас лю ди привычной формулой «слава богу» приписывали собственные заслуги «выс шей силе». Но поэт ограничился тем, что вяло рассказал, как старики безуспешно про сили бога «продлить погожие деньки», а когда появились всходы, «опять ска зали: — Слава богу!» Так стихотворение превратилось в рифмованную констатацию факта. К этому следует добавить, что в нём много несообразностей, и едва ли не каждая последующая строфа опроверга ет предыдущую. Вначале автор говорит: старики д а в но п о ' н я л и , «что нету бога». Вслед за этим мы узнаём, что старики н а д е ю т с я на «божью помощь» и просят «погожих дней». Несмотря на просьбы стариков, «трое суток дождь по крышам в безумной ярости стучал», а когда пере стал (именно этого и хотели старики), им «понятно стало: от бога помощи не жди». Казалось бы, старики должны придти к прямо противоположным выводам. И совсем удивляет такая строфа: Мы не надеялись на бога. Бог не утешит: он далёк. Ну, а у нас своя дорога. Причём же здесь, скажите, бог? Здесь ход рассуждения таков: бог сам по себе, а мы сами по себе, то есть в этой строфе сам автор, если его пони мать буквально, признаёт существова ние бога, отмечая лишь, что он далёк от людей. Так, небрежность в языке до не узнаваемости исказила мысль поэта. О недостатках первой книги нужно сказать в полный голос, их легче устра нить в зародыше, не дав им разрастись. Но для этого поэту надо много и напря жённо работать. Если он пойдёт по нелёг кому пути поисков и настойчивого ^пре одоления трудностей, он сможет добить ся успеха. Ю. Мостков . БЕЗ ИСКАНИЙ Сборник рассказов «Весна» — первая книга омского прозаика Сергея Шибае ва1. Он умеет занимательно рассказать о событии, нарисовать внешний портрет героя. Композиция его рассказов обычно продумана, действие развивается ровно и последовательно, нет разбросанности, свойственной некоторым молодым авто рам. Встретив на обложке книги новое имя, естественно, надеешься найти что- то новое и в содержании произведения. И литературную неопытность, и отдель ные ошибки можно простить молодому писателю за его стремление сказать что- то своё, увидеть мир по-новому, за твор ческие искания. Внешне некоторые сюжетные положе ния рассказов С. Шибаева новы и злобо дневны. Заводской инженер Виктор на значен главным инженером отстающей МТС («Весна»), Читателя, который зна ет, как нелегки первые шаги специали стов, приехавших на работу в село, за интересовывает положение Виктора. Как же будет действовать молодой инженер? «В первый день к нему зашёл заведу 1 С е р г е й Ши б а е в . «В е сн а » . Омское книжное изд-во, 1955 г. Редактор М. Иоффе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2