Сибирские огни, 1955, № 5

Как ни странно, но именно в лириче­ ских стихах поэт пока не нашёл самого себя, решил идти по проторённым до­ рожкам. С удивлением встречаешь такие стихи в непосредственном соседстве со стихами двух первых разделов. Всё же, несмотря на отмеченные недо­ статки, книга К. Козлова радует своей свежестью, искренностью, чистотой поэ­ тического голоса. К. Козлов — несомнен­ но один из наиболее одарённых русских поэтов, живущих на Алтае. Новая его книга — достаточно убедительное свиде­ тельство этому. К. Лисовский. ПЕРВАЯ КНИГА Борьба за мир, труд в общем строю советских людей, биография своего по­ коления — вот что привлекает внимание Л. Чикина в его первой книге стихов Г В лучших стихах сборника явственно видны сильные стороны дарования поэ­ та — романтическая приподнятость, уме­ ние по-своему увидеть людей и приро­ ду, сказать об этом кратко и точно. Ли­ рический герой этих стихов — мужест­ венный и сердечный, решительный и мягкий, хорошо знающий тех, о ком он рассказывает. И, пожалуй, убедительнее всего гово­ рит о возможностях автора его способ­ ность передать поэзию повседневного труда, его влюбленность в жизнь, в дела простых людей. В стихотворении «От первого лица* поэт спрашивает: Приходилось вам весною снежною, будто в обстановке боевой, вольной степью, белою боябрежною, ехать на машине грузовой? То колёса вязнут в липкой жижице, то закроют белый свет снега, не поймёшь, куда машина движется, то ли в степь, то ль к чёрту на рога? А случалось вам ночами мглистыми, проклиная ветер и мороз, мёрзнуть в поле вместе с трактористами, ожидать «летучку» у полос? Дальше он спросит: знает ли читатель, «как в чистом поле, да под майским воз­ духом вкусен свежевыпеченный хлеб»: поинтересуется: «неужели не пришлось ни разу вам к тракторам идти по поло­ сам?». Но это — дальше, а в приведён­ ных строфах говорится о вещах, которые вряд ли можно назвать приятными. И вместе с тем в самой постановке во­ проса чувствуется, как близки и дороги автору эти поездки по неприветливой степи, эти холодные ночи, проведённые вместе с трактористами. Другими слова­ 1 Л е о н и д Ч и к и н . С ти х и . Новосибир­ ское книжное издательство, 1955 г., 70 стр. Редактор М. Искольдская. ми, Л. Чикин умеет видеть поэзию жиз­ ни в обычном, будничном и показать её читателю без ненужного украшательства, искренне и горячо. Та же влюблённость в большие дела советских людей, восхищение их трудом, их борьбой с трудностями присуща сти­ хам «Возвращение», «Идёт вторая пяти­ дневка мая», «Чем пахнет воздух». Эта любовь к жизни и её творцам помогает автору найти взволнованные слова для . обличения тех, кто хочет беззаботно прожить за счёт других, не выполняя своего прямого долга. Автор гневно бросает в лицо девуш­ ке, испугавшейся трудностей и сбежав­ шей с целины: А мы Галину спросим прямо: — А где твой дом? Ты расскажи . Там, где сегодня папа с мамой, иль там, откуда ты бежишь? О, да! Там легче —с кухней, с ванной, там твой мирок уютен, тих. Ты в город явишься нежданно, предав товарищей своих. ( «С о р н я к » ) . Глубокое презрение к дезертиру зву­ чит в этих строках, в ораторском "пафо­ се беспощадных вопросов, в точном обо­ значении поступка — « п р е д а в товари­ щей своих». Но рядом с этими стихами есть дру­ гие, которые заставляют задуматься и предостеречь автора от опасного пути. Здесь идёт речь вовсе не о самых пло­ хих стихах, — их в книге немного. Боль­ шая опасность, грозящая Л. Чикину, это курс на создание «средних» стихов, в ко­ торых как будто всё верно, всё на ме­ сте и которые похожи на сотни стихов других авторов. Это, думается, опасно потому, что «средние» стихи обычно не ругают — ведь их нельзя, не покривив душой, назвать плохими; их не бракуют редакторы, а в результате падает требо­ вательность поэта к себе и, что ещё хуже, снижается уровень поэзии в це­ лом. К числу «средних» можно отнести большинство стихов Л. Чикина, напри­ мер, «Богатыри», «Огоньки», «Мечта сбывается» и другие. И мысли в этих стихах верны, и технических погрешно­ стей как будто нет, а читатель остаётся равнодушным. Очевидно, Л. Чикин не всегда забо­ тится о поисках новых поэтических об­ разов, кое-где довольствуясь уже най­ денным другими. Сколько стихов, на­ пример, было построено на аналогии между боем и посевной или уборкой уро­ жая! Но этого Л. Чикину показалось мало, и в стихотворении «Перед боем» он следует прежним образцам. Отсюда же в какой-то степени берёт истоки и подражательность, которая по­ рою даёт себя знать. Следование манере К. Симонова особенно заметно в стихо­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2