Сибирские огни, 1955, № 5
£оя^?ЧоеНН0: есть страницы, которые по недостатку мастерства или вследствие торопливости не удались автору. Но яв ляясь свидетельством очевидца важных имеющих историческое значение, собы тий, книга А. Вересова, несомненно, за интересует читателей как на Алтае, так и далеко за его пределами. И. Петров. СТИХИ ОВ АЛТАЕ Осенью позапрошлого года я впервые побывал в Горном’Алтае, впервые уви дел его студёные реки, дымчатые горы поднебесные перевалы, встретился с его людьми. Меня глубоко взволновал этот самобытный, яркий край. До этого я ви дел, может быть, не менее живописные места в Сибири. И всё-таки природа Гор ного Алтая произвела на меня незабы ваемое впечатление. Алтай дохнул аро матом своих лугов, прохладой хрусталь ных родников, смолистым запахом тай ги... Есть что-то мягкое, нежное, можно сказать, лирическое в очертаниях этих гор, у подножия которых мирно пасутся колхозные отары, в буйной зелени до лин, в кристальной чистоте рек. И вот теперь, спустя два года, снова ароматом этого края дохнуло со страниц новой книги алтайского поэта Констан тина Козлова1. Книга довольно объёмистая. В ней пять разделов. Кроме оригинальных сти хов, в два последних раздела вошли пе реводы из алтайских поэтов и поэмы «Сказание о богатыре Сартакпае», «Чей- неш и Карабаш». Но этим поэмам и пе реводам уже давалась оценка в преды дущих номерах «Сибирских огней» и возвращаться к ним не стоит. В этой краткой рецензии хочется сказать об ори гинальных стихах одарённого русского поэта, живущего на Алтае. Что привлекает меня, как читателя, в стихах Константина Козлова? Прежде всего, отличное знание материала, того материала, на котором работает поэт. Чувствуется, что К. Козлов знает свой край не понаслышке, не из окна вагона, а исколесил его пешком, изъездил вдоль и поперёк — то на попутном грузовичке, то просто верхом. Поэтому-то и образы — герои его стихотворений — правдивы, а события, о которых пишет поэт, — жизненны. Идёт поздней осенью по тайге изы скатель: На север, на север плывут облака, Угрюмая сонная ширь. Иртыш-река. Ангара-река. Таёжная даль. Сибирь. I К о н с т а н т и н К о з л о в . Ш уми , род ная тайга ! Алтайское книжное издательство, 1955 г., 142 стр. Редактор К. Растегаев. Полгода он уже не получал писем от жены, полгода не был в бане, забыл о тепле, об уюте домашнего очага. Тайга... болота... холод... полярные бури... Каж дый день ему приходится встречаться с ними, преодолевать их. Но изыскатель идёт упрямо вперёд. И там, где ступила его нога, тайга отступает, возникают ули-1 цы новых посёлков. И вполне закономер но, поэтически-сильно звучит концовка стихотворения: Пусть ночь холодна, погас костёр И ветер качает сосну, — Упрям изыскатель, и в северный бор С собой принесёт весну. Вообще герои стихов К. Козлова — сильные, волевые советские люди, новые люди нового Алтая. Это — плотогоны, ведущие свои плоты по стремительной Катуни, охотники, садоводы, строители, агитаторы... Для каждого из них поэт на ходит верные, только им одним прису щие черты, качества. Это во многом род нит стихи К. Козлова с ранними балла дами Н. Тихонова. Жаль только, что творческая учёба у одного из интересней ших советских поэтов у К. Козлова иног да, пусть даже очень редко, переходит в подражание. Как тут не вспомнить суро вый ритм тихоновских баллад, читая, на пример, такие строки в отличном стихо творении «Строители»: Вечером в 10-00 часов В барак пришёл человек. Смахнул сосульки с седых усов. Иней с опухших век. Стихи К. Козлова очень живописны. Поэт находит тонкие, истинно поэтиче ские детали для изображения любимой им природы Горного Алтая. Искренне радуешься за поэта, читая его стихи о тайге, о марале, который сошёл к водо пою: Он будет пить прохладу в упоенье И вдруг отпрянет в сумрачную тьму... Чудак, чудак! Его же отраженье Бедою померещилось ему. А какие сильные, гневные слова нахо дит К. Козлов, когда он говорит о доре волюционном прошлом Алтая! Вот он описывает заброшенный аил: Я не останусь здесь. Уйду скорей. Я в очаге не разведу огня. Отживший мир!.. Он изо всех щелей Трахомным взглядом смотрит на меня. Наиболее слабым разделом сборника является, как мне кажется, раздел «Встречи на рассвете». Здесь (кроме од ного стихотворения «Речка Валя») всё наполнено примелькавшимися штампами, банальными- сравнениями, безвкусными строками вроде: Ласковый вечер июня. Шепчутся ветры в саду. Выйди на берег Катуни, Я тебя там подожду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2