Сибирские огни, 1955, № 5

£оя^?ЧоеНН0: есть страницы, которые по недостатку мастерства или вследствие торопливости не удались автору. Но яв­ ляясь свидетельством очевидца важных имеющих историческое значение, собы­ тий, книга А. Вересова, несомненно, за­ интересует читателей как на Алтае, так и далеко за его пределами. И. Петров. СТИХИ ОВ АЛТАЕ Осенью позапрошлого года я впервые побывал в Горном’Алтае, впервые уви­ дел его студёные реки, дымчатые горы поднебесные перевалы, встретился с его людьми. Меня глубоко взволновал этот самобытный, яркий край. До этого я ви­ дел, может быть, не менее живописные места в Сибири. И всё-таки природа Гор­ ного Алтая произвела на меня незабы­ ваемое впечатление. Алтай дохнул аро­ матом своих лугов, прохладой хрусталь­ ных родников, смолистым запахом тай­ ги... Есть что-то мягкое, нежное, можно сказать, лирическое в очертаниях этих гор, у подножия которых мирно пасутся колхозные отары, в буйной зелени до­ лин, в кристальной чистоте рек. И вот теперь, спустя два года, снова ароматом этого края дохнуло со страниц новой книги алтайского поэта Констан­ тина Козлова1. Книга довольно объёмистая. В ней пять разделов. Кроме оригинальных сти­ хов, в два последних раздела вошли пе­ реводы из алтайских поэтов и поэмы «Сказание о богатыре Сартакпае», «Чей- неш и Карабаш». Но этим поэмам и пе­ реводам уже давалась оценка в преды­ дущих номерах «Сибирских огней» и возвращаться к ним не стоит. В этой краткой рецензии хочется сказать об ори­ гинальных стихах одарённого русского поэта, живущего на Алтае. Что привлекает меня, как читателя, в стихах Константина Козлова? Прежде всего, отличное знание материала, того материала, на котором работает поэт. Чувствуется, что К. Козлов знает свой край не понаслышке, не из окна вагона, а исколесил его пешком, изъездил вдоль и поперёк — то на попутном грузовичке, то просто верхом. Поэтому-то и образы — герои его стихотворений — правдивы, а события, о которых пишет поэт, — жизненны. Идёт поздней осенью по тайге изы­ скатель: На север, на север плывут облака, Угрюмая сонная ширь. Иртыш-река. Ангара-река. Таёжная даль. Сибирь. I К о н с т а н т и н К о з л о в . Ш уми , род­ ная тайга ! Алтайское книжное издательство, 1955 г., 142 стр. Редактор К. Растегаев. Полгода он уже не получал писем от жены, полгода не был в бане, забыл о тепле, об уюте домашнего очага. Тайга... болота... холод... полярные бури... Каж­ дый день ему приходится встречаться с ними, преодолевать их. Но изыскатель идёт упрямо вперёд. И там, где ступила его нога, тайга отступает, возникают ули-1 цы новых посёлков. И вполне закономер­ но, поэтически-сильно звучит концовка стихотворения: Пусть ночь холодна, погас костёр И ветер качает сосну, — Упрям изыскатель, и в северный бор С собой принесёт весну. Вообще герои стихов К. Козлова — сильные, волевые советские люди, новые люди нового Алтая. Это — плотогоны, ведущие свои плоты по стремительной Катуни, охотники, садоводы, строители, агитаторы... Для каждого из них поэт на­ ходит верные, только им одним прису­ щие черты, качества. Это во многом род­ нит стихи К. Козлова с ранними балла­ дами Н. Тихонова. Жаль только, что творческая учёба у одного из интересней­ ших советских поэтов у К. Козлова иног­ да, пусть даже очень редко, переходит в подражание. Как тут не вспомнить суро­ вый ритм тихоновских баллад, читая, на­ пример, такие строки в отличном стихо­ творении «Строители»: Вечером в 10-00 часов В барак пришёл человек. Смахнул сосульки с седых усов. Иней с опухших век. Стихи К. Козлова очень живописны. Поэт находит тонкие, истинно поэтиче­ ские детали для изображения любимой им природы Горного Алтая. Искренне радуешься за поэта, читая его стихи о тайге, о марале, который сошёл к водо­ пою: Он будет пить прохладу в упоенье И вдруг отпрянет в сумрачную тьму... Чудак, чудак! Его же отраженье Бедою померещилось ему. А какие сильные, гневные слова нахо­ дит К. Козлов, когда он говорит о доре­ волюционном прошлом Алтая! Вот он описывает заброшенный аил: Я не останусь здесь. Уйду скорей. Я в очаге не разведу огня. Отживший мир!.. Он изо всех щелей Трахомным взглядом смотрит на меня. Наиболее слабым разделом сборника является, как мне кажется, раздел «Встречи на рассвете». Здесь (кроме од­ ного стихотворения «Речка Валя») всё наполнено примелькавшимися штампами, банальными- сравнениями, безвкусными строками вроде: Ласковый вечер июня. Шепчутся ветры в саду. Выйди на берег Катуни, Я тебя там подожду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2