Сибирские огни, 1955, № 5

Эта книга — поэтическое свидетель­ ство современника о чудесных переме­ нах в степи. «Чёрные, как вороново кры­ ло, массивы поднятой целины резко вы­ делялись ^а фоне изумрудно-зелёных равнин. Но краше, ярче, праздничнее, наряднее всего выглядели в этот умиро­ творяюще тихий и светлый утренний час буйные всходы закрывшей взрыхлённую по весне целину пшеницы, в которой уже не виден был хоронящийся в ней грач». Есть в книге яркие картины первой борозды. Но приходится пожалеть, что очерки о покорении целины короткие, отрывочные, что талантливый художник очень мало места уделил изображению труда. О труде мы находим лишь отдель­ ные сообщения: «Быстро освоив новое дело, они работали проворно, красиво, слаженно». «Труд этих людей в такую пору воистину сопределен с подвигом». Напрасно автор поскупился на картины труда, не воспел его в полную меру сво­ их сил и возможностей. Иногда писатель повторяется в цифро­ вых сообщениях и красках. Полюбилось ему слово «бражный», и он то и дело прибегает к нему: «бражный запах ябло­ невой коры», «бражный аромат свежей пшеничной соломы», «бражный, горько­ ватый аромат земли», «горьковато-браж- ный аромат обмытых утренними дождя­ ми трав», «бражный аромат заскирдо­ ванной вблизи неторных дорог свежей соломы». Так же часто встречаются по­ любившиеся художнику слова «янтар­ ный» и «шафранный». С излишней щед­ ростью сравнивает он пение жаворонка й журчание весеннего ручья со звуками свирели. Из книги мы узнаём, что Иван Шухов работает над романом, который будет по­ свящён сегодняшней действительности его родного края. Приятное известие! Чи­ татели давно полюбили этого одарённого художника, певца преображаемой степи. Они будут с нетерпением ждать его ново­ го романа. А. Коптелов. „АЛТАЙСКАЯ НОВЬ“ Эта небольшая, любовно изданная кни­ га1, формат которой позволяет носить её даже в кармане комбинезона, невольно привлекает внимание. 'Её название — «Алтайская новь» — обещает знакомство с воистину великой работой, которая по воле Коммунистической партии и Совет­ ского правительства совершается ныне на колхозных землях Сибири. И, надо сказать, читатель во многом не обманет­ ся в своих ожиданиях. Автор книги А. Вересов изображает жизнь и труд молодых ленинградцев, ко­ :1 -А. В е р е с о в . А л тай ск ая новь. Записки журналиста. Лениздат. 1955 г. торые плечом к плечу со старожилами- сибиряками осваивают целинные и за-1 лежные земли, борются за высокие уро­ жаи. Герои очерков Вересова — живые; реально существующие люди. Но такова уж наша советская жизнь, что судьба ря­ дового человека оказывается зачастую не менее героичной и увлекательной, чем самая смелая выдумка писателя-рома- ниста. А. Вересову в лучших очерках, несом­ ненно, удалось показать героические будни покорителей целины, нарисовать запоминающиеся образы молодых па­ триотов. Вот, например, Евгений Салденик и Бронис Маленаускас. Один был шлифов­ щиком, другой — слесарем. Оба стали трактористами. Автор знакомит нас с ни­ ми ещё в поезде, где Евгений и Бронис разбирают достоинства и недостатки раз­ личных марок тракторов. И хотя раз­ говор оканчивается тем, что Салденик сердито заключает: «На одной машине с тобой я работать не буду. Споришь мно- го», — читателю ясно, что они друзья; Вот почему не вызывает недоумения тот факт, что Евгений и Бронис приезжают в одну и ту же Шипуновскую МТС и paj ботают как раз на одном тракторе. («Стан в степи»). Немногими, но точно подмеченными штрихами автору удаётся нарисовать об­ лик друзей, их характеры. Вот мы узна­ ём, что возле своей постели, на стене полевого стана Салденик вывесил фото­ графию, где он был изображён в гимна­ стёрке с сержантскими погонами, под развёрнутым полковым знаменем, а ря­ дом — карандашный рисунок, сделан­ ный самим Евгением: фасад Зимнего Дворца и набережная Невы. Потом мы видим друзей на последней перед на­ чалом пахоты беседе директора МТС В. М. Бахолдиной с трактористами. Пеовую борозду поручается, провести ленинградцам, и, едва услышав об этом, «Салденик так громко выкрик­ нул «Спасибо, Варвара Максимов­ на!», что сам смутился. Бронис шепнул ему: «Везёт тебе, чёртушка, как раз твоя смена». Эти и подобные им детали убеждают читателя и в том, что Салденик был хо­ рошим солдатом — только отличников' боевой и политической подготовки фото­ графируют у развёрнутого знамени, и в том, что Евгений любит родной Ленин­ град, а работу по освоению целинных и залежных земель считает делом не толь­ ко важным, но и почётным. Короче, ав­ тору удаётся нарисовать образ юноши,/ которого нельзя не полюбить. Подобной же достоверностью изобра­ жения, правдивостью подкупает очерк «Кировцы» — о комсомольцах прослав­ ленного Кировского завода. Молодые ра­ бочие с первых же дней встречаются с большими трудностями. В отдалённом районе, куда они приехали, не сразу уда­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2