Сибирские огни, 1955, № 5
Эта книга — поэтическое свидетель ство современника о чудесных переме нах в степи. «Чёрные, как вороново кры ло, массивы поднятой целины резко вы делялись ^а фоне изумрудно-зелёных равнин. Но краше, ярче, праздничнее, наряднее всего выглядели в этот умиро творяюще тихий и светлый утренний час буйные всходы закрывшей взрыхлённую по весне целину пшеницы, в которой уже не виден был хоронящийся в ней грач». Есть в книге яркие картины первой борозды. Но приходится пожалеть, что очерки о покорении целины короткие, отрывочные, что талантливый художник очень мало места уделил изображению труда. О труде мы находим лишь отдель ные сообщения: «Быстро освоив новое дело, они работали проворно, красиво, слаженно». «Труд этих людей в такую пору воистину сопределен с подвигом». Напрасно автор поскупился на картины труда, не воспел его в полную меру сво их сил и возможностей. Иногда писатель повторяется в цифро вых сообщениях и красках. Полюбилось ему слово «бражный», и он то и дело прибегает к нему: «бражный запах ябло невой коры», «бражный аромат свежей пшеничной соломы», «бражный, горько ватый аромат земли», «горьковато-браж- ный аромат обмытых утренними дождя ми трав», «бражный аромат заскирдо ванной вблизи неторных дорог свежей соломы». Так же часто встречаются по любившиеся художнику слова «янтар ный» и «шафранный». С излишней щед ростью сравнивает он пение жаворонка й журчание весеннего ручья со звуками свирели. Из книги мы узнаём, что Иван Шухов работает над романом, который будет по свящён сегодняшней действительности его родного края. Приятное известие! Чи татели давно полюбили этого одарённого художника, певца преображаемой степи. Они будут с нетерпением ждать его ново го романа. А. Коптелов. „АЛТАЙСКАЯ НОВЬ“ Эта небольшая, любовно изданная кни га1, формат которой позволяет носить её даже в кармане комбинезона, невольно привлекает внимание. 'Её название — «Алтайская новь» — обещает знакомство с воистину великой работой, которая по воле Коммунистической партии и Совет ского правительства совершается ныне на колхозных землях Сибири. И, надо сказать, читатель во многом не обманет ся в своих ожиданиях. Автор книги А. Вересов изображает жизнь и труд молодых ленинградцев, ко :1 -А. В е р е с о в . А л тай ск ая новь. Записки журналиста. Лениздат. 1955 г. торые плечом к плечу со старожилами- сибиряками осваивают целинные и за-1 лежные земли, борются за высокие уро жаи. Герои очерков Вересова — живые; реально существующие люди. Но такова уж наша советская жизнь, что судьба ря дового человека оказывается зачастую не менее героичной и увлекательной, чем самая смелая выдумка писателя-рома- ниста. А. Вересову в лучших очерках, несом ненно, удалось показать героические будни покорителей целины, нарисовать запоминающиеся образы молодых па триотов. Вот, например, Евгений Салденик и Бронис Маленаускас. Один был шлифов щиком, другой — слесарем. Оба стали трактористами. Автор знакомит нас с ни ми ещё в поезде, где Евгений и Бронис разбирают достоинства и недостатки раз личных марок тракторов. И хотя раз говор оканчивается тем, что Салденик сердито заключает: «На одной машине с тобой я работать не буду. Споришь мно- го», — читателю ясно, что они друзья; Вот почему не вызывает недоумения тот факт, что Евгений и Бронис приезжают в одну и ту же Шипуновскую МТС и paj ботают как раз на одном тракторе. («Стан в степи»). Немногими, но точно подмеченными штрихами автору удаётся нарисовать об лик друзей, их характеры. Вот мы узна ём, что возле своей постели, на стене полевого стана Салденик вывесил фото графию, где он был изображён в гимна стёрке с сержантскими погонами, под развёрнутым полковым знаменем, а ря дом — карандашный рисунок, сделан ный самим Евгением: фасад Зимнего Дворца и набережная Невы. Потом мы видим друзей на последней перед на чалом пахоты беседе директора МТС В. М. Бахолдиной с трактористами. Пеовую борозду поручается, провести ленинградцам, и, едва услышав об этом, «Салденик так громко выкрик нул «Спасибо, Варвара Максимов на!», что сам смутился. Бронис шепнул ему: «Везёт тебе, чёртушка, как раз твоя смена». Эти и подобные им детали убеждают читателя и в том, что Салденик был хо рошим солдатом — только отличников' боевой и политической подготовки фото графируют у развёрнутого знамени, и в том, что Евгений любит родной Ленин град, а работу по освоению целинных и залежных земель считает делом не толь ко важным, но и почётным. Короче, ав тору удаётся нарисовать образ юноши,/ которого нельзя не полюбить. Подобной же достоверностью изобра жения, правдивостью подкупает очерк «Кировцы» — о комсомольцах прослав ленного Кировского завода. Молодые ра бочие с первых же дней встречаются с большими трудностями. В отдалённом районе, куда они приехали, не сразу уда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2