Сибирские огни, 1955, № 5
мость научных идей Ломоносова укреп ляют его позиции, выбивают почву из- под ног шумахеров. Именно поэтому Шу махеры ведут наступление на Ломоносова со всех сторон, не брезгуя никакими’ средствами. Во-первых, они пытаются унизить его, помешать спокойно и пло дотворно работать. Заставляют его изви ниться перед академиками якобы за на несение им оскорблений. Во-вторых, за малчивают его открытия (скрыли письмо Эйлера с признанием заслуг Ломоносо ва). В-третьих, — обвиняют его в отрече нии от православной церкви (брак с нем кой). В-четвёртых, — всячески пытаются доказать его богоотступничество — и тем, что он опроверг теорию Флогистона, до казал её несостоятельность и вздорность, и тем, что он устроил громовую маши ну. Они организуют «протест» монахов, создают «общественное» мнение, направ ляя его против Ломоносова и его науч ных открытий; наконец, они всеми мера ми мешают Ломоносову в организации университета, мешают ему заниматься воспитанием русских учёных. Как на всё это отвечает Ломоносов? Когда его пытаются унизить морально, он держится с достоинством, и его изви нения звучат как обвинения. Академик Рихман поддерживает Ломоносова. И моральная победа на его стороне. Когда его обвиняют в богоотступничестве, он припирает крикунов научными фактами (закон о сохранении энергии и опыт с громовой машиной). Когда ему доказыва ют, что русских учёных быть не может, и поэтому университет не нужен — он готовит группу талантливой молодёжи. Так создаётся образ д е й с т в у ю щ е г о Ломоносова. Вс. Иванов прав, сосредоточивая своё внимание не на воспроизведении науч ных дискуссий (на что его подталкивает В. Смирнова), а на воспроизведении об щественного звучания его открытий, на борьбе вокруг них, на общественном зна чении его деятельности как «первого русского университета». В. Смирнова пытается доказать, что у Вс. Иванова не получилось единения Ломоносова с народом. Три помора, действительно, не могут представлять народ, но ведь в пьесе есть ученики Ло моносова, выходцы из народа, есть, бун тующие и сочувствующие Ломоносову «клуцкие мужики». Наконец, демокра тизм Ломоносова выразился прежде все го в стремлении демократизировать лю бимую им науку, введя в неё людей не по званию, а по уму. Об этом не сле довало бы забывать, когда говорим о связях Ломоносова с народом. Основной и решающий недостаток пье сы не в том, что Ломоносов дан в пьесе в отрыве от науки, от истории, без «единения с народом», и т. п., а в том, что характер центрального героя выяв лен художником ещё не полно и не так естественно, жизненно, как это умеет делать Вс. Иванов. Писатель хотел создать героическую пьесу, написать героический характер. Когда-то А. Пушкин писал о Мольере, что у него «скупой скуп — и только», Шекспир же вольно и широко рисует характеры. Такой шекспиризации харак тера Ломоносова не хватает пьесе Вс. Иванова. Мы непрерывно видим Ло моносова на пьедестале и мало узнаём о широте и многообразии его характера. Вс. Иванов, к сожалению, не отыскал, как художник, живые черты Ломоносова, не приблизил к нам Ломоносова, не сде лал его человечески понятным. Вероятно, этим и объясняется неуспех спектакля МХАТ, в котором героизация образа Ломоносова ещё более усилена по сравнению с пьесой. Разумеется, это большой недостаток, но он не уничто жает всей пьесы. * ‘* Какую бы пьесу Вс. Иванова мы ни взяли, драматическим узлом её являют ся важнейшие социально-исторические события: разгром кронштадтских мятеж ников в «Блокаде», изгнание интервен тов из дальневосточного края в пьесе «Голуби мира», борьба партизан против белогвардейцев и интервентов в «Броне- поезде» и т. д. Это собственно и созда вало серьёзнейшие трудности в построе нии драмы. Пьеса могла превратиться в обозрение, утратить единство действия, рассыпаться на отдельные кусочки, сла бо между собой связанные, иллюстри рующие события, а не раскрывающие их. Необходимо было найти ещё и такое действующее' лицо, которое по праву — исторически закономерно — могло стать идейно-композиционным центром всего произведения. Поисками такого исторически законо мерного лица писатель был озабочен на протяжении всей своей деятельности драматурга. В пьесе «Бронепоезд» таким лицом стал Пеклеванов, в «Блокаде» — Артём Аладьин, в драме «Голуби мира» должен бы стать по замыслу Пнёв. Не достаток образа Пнёва заключается в том, что он часто высказывает правиль ные мысли, но не действует или почти не действует, если не считать проведён ную им операцию по взрыву американ ского крейсера. Его заслонила вырази тельная фигура Персиановой. Но Артём Аладьин и Пеклеванов своим поведени ем, своими действиями определяют раз витие пьес. Отдельные и первостепенные и второстепенные персонажи способству ют ещё более полному раскрытию этих образов, служат обнаружению истинной сущности таких людей — носителей ис торически необходимой воли партии. Так, само построение пьесы, логика развития
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2