Сибирские огни, 1955, № 5
по линии уточнения характера централь ного героя Артёма. Автор не подчёркива ет теперь в нём бесстрастную «желез- ность», черты чёрствого, сухого челове ка, одержимого' идеей, нотки обречён ности и жертвенности приглушены, он теперь привлекает внимание не своей мрачноватой таинственностью и необы чайностью поведения и поступков, а сво ей убеждённостью, силою своей мысли и воли, своей верой в победу революции, своей человечностью. В первой редакции он, появившись в типографии, по существу никого ни в чём не убеждает, наоборот, своими ма лообдуманными поступками облегчает анархисту Рубцову захватить инициати ву в свои руки. Иначе теперь. Он разъ ясняет существо ошибок, совершённых женой, Жихарко, Ольгой, сыном Лукья ном, разоблачает Рубцова, как тёмного политического дельца. Ни одной фразы о том, что он угодит непременно под лёд, им теперь не произносится; нет у него и грубовато безразличных отноше ний с женой. Образ Артёма Аладьина стал яснее и конкретнее. В нём теперь больше правды и обаяния цельного и сильного человека. Создание целого ря да историко-революционных пьес — большая заслуга писателя, искавшего на этом пути решений чрезвычайно трудных задач — показать на сцене революцию в действии, осуществляемую самим наро дом под руководством партии коммуни стов. V Пьеса «Ломоносов» — одна из послед них крупных работ Вс. Иванова. Она вызвала уже весьма разноречивые суж дения. Одни говорили, что это — безу словная удача писателя, другие прямо отрицали какую-либо ценность этого про изведения, утверждая, что «автор всту пил в противоречие со своим замыс лом и даже во многом дискредитировал его». Создание образа великого русского учёного Михаила Ломоносова, создание пьесы, в которой почувствовалось бы «дуновение гения», восторг перед ним, гордость за него — задача нелёгкая. И, естественно, в пьесе есть недостатки. Не которые образы не удались, они безлич ны, нехарактерны (Крашенинников, Тредьяковский), в пьесе мало действия. Нельзя не согласиться с теми, кто утвер ждает, что финал её излишне благополу чен, и бьёт на внешний эффект. Тем не менее, попытки полного уничтожения пьесы критиком В. Смирновой (см. жур нал «Театр» № 9, 1953 г.) по существу мало основательны. В своей новой пьесе Вс. Иванов стре мился показать силу и несокрушимость русского национального гения, его неиз бежную победу над врагами науки и ро дины, его огромное значение в развитии, русской и мировой науки, его влияние на общественную жизнь страны, пока зать пламенный патриотизм и демокра тизм Ломоносова. Вот первый недостаток, обнаруженный В. Смирновой. Автор, по её мнению, правильно определил конфликт — «борь ба с иноземным засилием в Академии наук», но «всю борьбу даёт в о т р ы в е о т и с т о р и и (подчёркнуто В. Смирно вой), от жизни государства, и масштаб замысла «Ломоносова» пропадает». Об винение тяжкое, и самый веский аргу мент в его пользу звучит, казалось бы, убийственно: «На сцене всё сводится к придворной интриге и к маловразуми тельной склоке в Академии. Эпоха н е раскрыта и не характеризована ими, точ нее, х а р а к т е р и з о в а н а неверно, ибо если судьба науки, судьба Академии, судьба гения зависит от того, удачна ли была, императорская охота и скольких лосей застрелила царица, то, право, о каком марксистском понимании истории может идти речь?». Хлёстко, но неубедительно. Увы, весь ма нередко судьба гения, судьба науки, судьба Академии зависела от равноду шия одних, ненависти други$, капризов третьих в обществе, где ценность лично сти измерялась количеством крепостных душ. Разве не от произвола этих власть имущих погибли Пушкин, Лермонтов, Грибоедов? Безразличие к любой науке и ненависть к науке передовой, к реали стическому правдивому искусству — это закономерное явление в крепостнической России. Величие русского народа ещё и в том, что вопреки этому тупому произ волу вельмож, беспощадно душивших всё подлинно живое и новое, он создал и передовую науку, и передовое искусст во. Судьба скольких талантливых и ге ниальных русских людей из гущи на родной была предопределена ещё в ко лыбели, к тому же и с теоретическим обоснованием: «Народ российский не способен к наукам». Непонятно, почему правдивое изображение произвола дво рян противоречит марксистскому пони манию истории? Наоборот, в этой «ма лой» частности, -на наш взгляд, как в зеркале со всей очевидностью отрази лась истинная атмосфера русского цар ского двора и, следовательно, не в ма лой степени и характер эпохи. «В пьесе нет подлинного раскрытия исторической обстановки», — пишет кри тик. Доказательства в пользу этого по ложения, к сожалению, туманны, поэто му обратимся к самой пьесе. В первых же сценах читатель узнаёт о бедствующем народе. «Отцы родные, пожалейте! Кого бьёте-то: старика? Да пропустите, кормилицы!» Доведённые до отчаяния крестьяне послали своих ходо ков к царице с прошением. Это акт про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2