Сибирские огни, 1955, № 5
звать театру... На такой же высоте стоит трагическая сцена у насыпи, где Васька и китаец ложатся на рельсы, чтобы своими телами остановить бронепоезд». И в это нельзя не поверить. Образ самоотверженного борца за молодую со ветскую республику, китайца Син Бин-у также героичен и романтичен. В нём есть то увлекающее и захватывающее преувеличение, которое в искусстве вы ше самой скрупулёзной, неукоснитель ной правдоподобности. В действительно сти такой человек мог не быть, он мог не ложиться на рельсы, чтобы телом сво им остановить бронепоезд. Но то, что он делал в партизанском отряде Верши нина, то, что он говорил, немногословно и сбивчиво, верно и глубоко выражало общее настроение трудящихся Китая, да и не одного Китая, отношение их к русской революции. Борьбу русских ра бочих и крестьян против самодержавия многие тысячи простых людей мира вос принимали как свою борьбу против сво их помещиков и капиталистов. А это уже была безусловная правда, которую писатель и воспроизвёл в образе Син Бин-у, отбросив всё наносное и случай ное. Народы не могли ошибаться в сво ём чувстве. В то же время Син Бин-у — конкретный человек. В каждом слове его видны ум, понимание событий, созна тельное отношение к ним. Он вобрал в себя существенные черты великого ки тайского народа: его мудрость и трудо любие, его твёрдость и бесстрашие, его юмор и неиссякаемый оптимизм, нако нец, его ненависть к угнетателям, кто бы они ни были. У него интервенты убили жену и де тей. Но руководит им не простая месть за разрушенную семью, растоптанную жизнь, а святое чувство Родины: «Аме- ликанза, японза Китай забилайла. Аме- ликанза, японза Сибил — Лоссея заби лайла. Моя Никита Еголысь воевай вместе». Китайский труженик безошибочно определял своё место в русской револю ции, потому что он многое успел пови дать и услышать в революционной Рос сии, побывал в деревне и в городе, и в тюрьме: «Мой блат, моя длуга ходила Пеклеванова освобождай». На многих жизненных примерах убедился он, что интернациональное братство трудящих ся необходимо для того, чтобы разда вить, уничтожить империализм: «Нетю лусски, нетю. Нетю китайза, нетю. Нетю амеликанза, нетю. Есть все один человека, его импелиализма давила надо». Окорок (американцу). Что Китай гово рит? Нет, говорит, русских, китайцев, американцев, давайте, говорит, все вме сте империализм, войну давить, а? (китайцу и американцу) Шанго, а? Син Бин-у. А, шанго! Холосо! Американец. О, хорошо!.. Через обаятельный образ Син Бин-у' писатель подчёркивал интернациональ ное значение Великой Октябрьской со циалистической революции. Китаец до бровольно лёг на рельсы, чтобы остано вить бронепоезд, и первый, кто понял чувства Син Бин-у, объяснил и одобрил героический поступок его, был Верши нин. Смертью своею любовь и уважение к советской России доказал Син Бин-у, убеждённый, что революционный народ не забудет и его родину — Китай. «Ки тай уважение Рассее показать хочет. Не мешайте ему. Ложись, Син Бин-у! Ты от нас, Китай, забыт не будешь». * * * Достоинство и своеобразие пьесы за ключаются в той, что писатель сумел ор ганически вплести массовые сцены в ход повествования о характерах и судьбах от дельных лиц. Да и не могло быть иначе, так как только в этой обстановке — в об становке общей борьбы—проявились ос новные качества героев, так как суть всей пьесы в показе, в изображении дей ствительно поднявшегося революционно го народа. Две центральные сцены — «На коло кольне» и «У насыпи» — это именно массовые сцены, а действие других кар тин развёртывается также то на стан ции, то в депо, то в порту, где обяза тельно многолюдно, многоголосо, шум но. Этот упор на «массовость» сцен и картин в построении всей пьесы выгля дит не просто живописной иллюстрацией идеи народного движения, а на самом деле показывает с а м о народное вос стание. При этом показано оно в самые существенные моменты его развития, когда очень разные люди поистине со ставляют единое, целое. Здесь-то и ска зался принципиально новый подход к изображению народа. Он не безличен, не стихиен. Здесь виден народный разум, воодушевление общей целью, запечат лённое и выраженное в отдельных че ловеческих темпераментах и характерах. Как ни пестра, ни разноречива толпа крестьян в сцене «На колокольне» это не толпа в обычном смысле, а штаб вос стания, его мозг, его разум. Здесь об щим движением мысли и воли партиза ны отыскивают лучшие средства борьбы с интервентами, мечтают, готовят себя к победе. Сейчас они все вместе и со крушаются, и негодуют, и радуются. Даже дышат, вздыхают вместе (есть та кая ремарка «вздох толпы»), А самое важное — вместе - думают: «Ленин? Ленин — ура!». «Для меня казалось самым затрудни тельным — это показать на сцене мас су, — писал Вс. Иванов. — И не только затруднительным, но невозможным...». Так думал не один Вс. Иванов. Однако
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2