Сибирские огни, 1955, № 5
мне их губить, если всё это зря?..». Всё яснее и яснее вырисовывается для него Пеклеванов, как светлый человек, «золо той... яркий как молния». Когда же Вершинин видит, как горячо поддерживают его на этом пути крестья не: «Не давай земли ни американцу, ни японцу...», «Никому земли, православ ные, не давайте. Гоните всех! Не давай землю, мира хотим!», -— у него выраста ют крылья: «И светло у меня на сердце. Понимаю, что воюю за гордое дело, за вольный народ, за советскую власть». Так от забот о с в о ё м клочке земли, о с в о е й ,и зб е , о с в о е й семье он переходит к думам о народе, о России, о справедливом государстве. «Ну, выго ним мы американцев, японцев, англичан, освободим всю Россею, —- беспокойно го ворит он Знобову. — Так ведь ею надо управлять. А таких, как я, много... Как же_я Россеей-то управлять буду, не учё ный-то? Кто меня поведёт? Кто научит?». И это уже не сомнение, а законное беспокойство хозяина государства, на родных богатств. Важно, что он поста вил перед собою эти вопросы управле ния страной и, разумеется, теперь будет искать на них ответа так же упорно, как упорно и настойчиво добивается победы над белогвардейцами и интервентами. Типическое для таких крестьян, как умный, ищущий Вершинин, как раз заключается в том, что он стал задавать эти жгучие для него вопросы государ ственного значения. Проблема поголов ной грамотности трудящихся действи тельно станет первоочередной проблемой молодого советского государства бук вально на второй день после победы. С другой стороны, было бы странно узнать, что едва прозревший Вершинин уже ясно представляет тип будущего социалистического государства, или что он не задумывался об этом, воюя за справедливое отношение к труженику, за его права. Писатель правильно пока зал ещё один естественный этап идейно го роста Вершинина. Вс. Иванов создал яркий тип русского крестьянина, поднявшегося до понима ния своего места в ходе революции. В его характере, сдержанном и цельном, в особенностях склада его мышления, в манере его речи, образной и меткой, от разились самые существенные черты ду ховного облика русского крестьянина- труженика. Появление Вершинина предварено краткой характеристикой Знобова: «Большой мужик, умный, правду ищет». И действительно, по первым же его словам становится ясно, что человек этот хорошо разбирается в людях, знает им цену не по их словам, а по делам. Говорит он нередко иносказательно, с подтекстом, с юмористической и под час злой мужицкой «подковыркой». — А ты сюда по каким делам? — грозно спрашивает Вершинина прапор щик Обаб. —■ По каким делам? — переспраши вает Вершинин. — Мне почудилось: по каким тропам? Нонче тропки-то в раз ные стороны бегут. Запутались. И люди, которые позлей, сильно запутались, Иван Аристархович. И ответа на прямой вопрос не дано, и отвечено, соблюдена форма почтитель ности, явно ироническая, едкая, но и не придерёшься. Только одно слово здесь специфически диалектное в произноше нии ■— «нонче», но строй, вернее, тип народно-иносказательной речи передан хорошо: «нонче тропки-то в разные сто роны бегут». Это-то и придаёт языку Вершинина особый индивидуальный ха рактер. В этой же картине раскрывается он и как человек отзывчивого, доброго, мягкого сердца, которому до всего дело есть. Неприятно и беспокойно ему от того, что город «весь в чужом народе», а на деревню взглянешь — «народ смут ный, тоскливый, скучный. Чуть отвер нёшься от него в сторону, он со скуки самогон начнёт гнать». И хотя не хочет он «в войну ввязываться», готов принять в свой дом «странников»-большевиков, бежавших из тюрьмы. Весьма характер но это «чуть отвернёшься» — значит по стоянны думы его о своих односельча нах, значит активен он в своём желании облегчить судьбу крестьянина, значит болит душа его болью народною. Нель зя не поверить после этого, что именно он, быть может, незаметно для себя, имеет вл.ияние на целый уезд. Зёрна жгучих мыслей Пеклеванова о необхо димости «поголовного восстания» упали на хорошо подготовленную почву. Далее мы становимся свидетелями стремитель ного развития этого большого характера в самом драматургическом действии. Силы, заложенные в нём, словно ещё дремали до этого, теперь же они обнару жились во всей полноте, Вершинин рас прямился, вырос и обрёл ту уверенность, которая рождается ясностью поставлен ной цели, пониманием правоты «гордого дела». Всё в пьесе сосредоточено на взятии бронепоезда, ибо от этого зависит успех восстания в городе. Вершинин боится «сомкнуть глаза» — «как бы что не про воронить» уже в качестве организатора и руководителя партизанской армии. Воля, смелость, решительность дей ствий — вот новые грани его характера, он умело распоряжается силами своей армии, ищет и находит pf шения слож ных тактических задач. Добр и мягок он от природы, у него и сейчас ещё проры ваются то жалостливые, то сокруши тельные «ах, господи!..». И вполне в его характере — зазвенит вдруг в голосе сталь и рука не дрогнет. — Один только, Никита Егорыч,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2