Сибирские огни, 1955, № 5
; С первых же слов в семействе Незела- совых возникает разговор о Пеклевано- ве. Капитан Незеласов, лучше, чем кто- либо другой, понимающий роль Пекле- ванова в сложившейся на Дальнем Во стоке обстановке, просто негодует, когда его спрашивают: — Кто такой Пеклеванов? — О, боже! Кто такой Пеклеванов? (читает). «Евгении. Племя, обитавшее в глубо кой древности в северо-восточной части Аппенинского полуострова и вытеснен ное оттуда вентами». Вытесненное! Пек леванов — это тот, кто вытесняет евге- неев. И притом так вытесняет, что, по жалуй, и в словарь не попадёшь, ха-ха! Из Самары вытеснили, из Омска вытес нили, из Иркутска вытеснили... и вот притиснули к Тихому океану!..» И в этом кроется основная причина его раздражения, недовольства, взвин ченного нервного возбуждения. О чём бы ни заговорили, иногда уместно и логично, иногда неуместно и «случайно», он вспо минает -Пеклеванова: «А новостью он вас не угостил? Пеклеванов бежал из тюрь мы». Или «А вам неизвестно, Обаб, что из тюрьмы бежал Пеклеванов». «Пока поймаем Пеклеванова»... И, наконец, ис тинная подоплёка — страх, растерян ность, трудно скрываемые: «Если Пекле ванов снова поднимет восстание? Кто подавлял восстания рабочих? Мои под чинённые, я и мой бронепоезд». А ведь за это надо будет отвечать: Пеклеванов — сила. «Ах, вы не понимаете ничего! — кричит он своим домашним. — Партиза ны сильны тем, что в городе есть Пекле ванов и большевистская партия. Уничто жим Пеклеванова и партию — партизаны сами рассыплются». Пеклеванова нет в этой сцене, но он главный герой её. Его появление во второй картине подготовлено. Его бег ство из тюрьмы не просто увеличило шансы на восстание, а предопределило это восстание, сделало его почти совер шившимся фактом. Верная оценка его большой роли в развернувшихся собы тиях дана устами белогвардейцев. Теперь слова Пеклеванова, обращённые к Вер шинину, первый и последний разговор с ним, приобретают особенный смысл. А главное — убедительно показывается, как Вершинин действительно пошёл за Пеклевановым, за большевиками. Вер шинин увидел, в Пеклеванове прежде все го человека — гуманного и страстного, полного сил и энергии, человека, убеж дённого, что действовать нужно сейчас, немедленно, не откладывая, коли интер венты вторглись повсеместно. «А вы ещё настаиваете, чтобы я скрылся в тайге? Американцы и японцы будут убивать в деревне и в городе без защитных детей и женщин, а я буду си деть в тайге?! Нет! Надо скорее готовить восстание, поголовное восстание». Это — человеческое, вместе с глубо ким и искренним сочувствием горю Вер шинина — «Огромное горе у вас, Ники та Егорыч!» — привлекло Вершинина, а затем захватило всего, так как ему была изложена конкретная и ясная программа действий, определена высокая и благо родная цель. «Спасибо тебе, Илья Гера симыч, справедливый человек. Погово рил я с тобой, и стало на душе светлее. Без тебя бы мне... тьма...» Пеклеванов выступает уже непосред ственно как руководитель и организатор крестьянских масс. Он увлекает за со бой не только своей горячностью, энер гией, но и своими идеями. Теперь, когда Вершинин говорит в конце перво го акта: «Мужик пошёл», это не выгля дит, как в повести, порывом слепого гнева, слепой мести за разорённую семью. Здесь важен сам взгляд писателя на сущность характера Пеклеванова — всем, что есть лучшего в нём, он нацелен на победоносное восстание, в нём вопло щена вера народа в большевиков, в Коммунистическую партию, и действо вать и поступать как-то иначе Пеклева нов не может. Такое определение сущно сти характера обусловило п р и н ц и п его изображения. Он сводится не к «оживлению» героя специально для это го придуманными недостатками в его ха рактере и не к воспроизведению бестре петного деятеля, одержимого идеей, пи сатель отбирает всё то, что характеризу ет Пеклеванова как н а с т о я щ е г о большевика и руководителя во всех ас пектах его поведения. Для Незеласовых он ■— неминуемая и неотразимая гроза, для Вершинина — воспитатель, идейный вожак, для город ских рабочих — непосредственный орга низатор и руководитель восстания. Он стоит в центре событий пьесы, и весь — порыв и действие. В первой же сцене мы узнаём, что он бежал, во второй — он решает важнейшую стратегическую задачу — когда, как, во имя чего и с кем пойдут крестьяне, в четвёртом ак те — создаёт план восстания в городе и предпринимает практические шаги для его осуществления. Мечтает ли он или убеждает жену поступить так, как он считает необходимо, или, наконец, «от крывает глаза» Вершинину на истинное положение вещей в сложившейся на Дальнем Востоке обстановке — во всех обстоятельствах видна целеустремлённая воля большевика, страсть, воодушевле ние, вера в победу. И это при подчёрк нуто внешней незаметности, обыденно сти, лёгкой рассеянности в мелочах. Страстная убеждённость и активная дей ственность — такова его идейная и пси хологическая характеристика, развёрну тая в пьесе. Любопытно, что уточнение образа Пеклеванова в последующих nej ределках пьесы идёт именно по этой главной линии, уже найденной писателем в самой первой редакции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2