Сибирские огни, 1955, № 5

; С первых же слов в семействе Незела- совых возникает разговор о Пеклевано- ве. Капитан Незеласов, лучше, чем кто- либо другой, понимающий роль Пекле- ванова в сложившейся на Дальнем Во­ стоке обстановке, просто негодует, когда его спрашивают: — Кто такой Пеклеванов? — О, боже! Кто такой Пеклеванов? (читает). «Евгении. Племя, обитавшее в глубо­ кой древности в северо-восточной части Аппенинского полуострова и вытеснен­ ное оттуда вентами». Вытесненное! Пек­ леванов — это тот, кто вытесняет евге- неев. И притом так вытесняет, что, по­ жалуй, и в словарь не попадёшь, ха-ха! Из Самары вытеснили, из Омска вытес­ нили, из Иркутска вытеснили... и вот притиснули к Тихому океану!..» И в этом кроется основная причина его раздражения, недовольства, взвин­ ченного нервного возбуждения. О чём бы ни заговорили, иногда уместно и логично, иногда неуместно и «случайно», он вспо­ минает -Пеклеванова: «А новостью он вас не угостил? Пеклеванов бежал из тюрь­ мы». Или «А вам неизвестно, Обаб, что из тюрьмы бежал Пеклеванов». «Пока поймаем Пеклеванова»... И, наконец, ис­ тинная подоплёка — страх, растерян­ ность, трудно скрываемые: «Если Пекле­ ванов снова поднимет восстание? Кто подавлял восстания рабочих? Мои под­ чинённые, я и мой бронепоезд». А ведь за это надо будет отвечать: Пеклеванов — сила. «Ах, вы не понимаете ничего! — кричит он своим домашним. — Партиза­ ны сильны тем, что в городе есть Пекле­ ванов и большевистская партия. Уничто­ жим Пеклеванова и партию — партизаны сами рассыплются». Пеклеванова нет в этой сцене, но он главный герой её. Его появление во второй картине подготовлено. Его бег­ ство из тюрьмы не просто увеличило шансы на восстание, а предопределило это восстание, сделало его почти совер­ шившимся фактом. Верная оценка его большой роли в развернувшихся собы­ тиях дана устами белогвардейцев. Теперь слова Пеклеванова, обращённые к Вер­ шинину, первый и последний разговор с ним, приобретают особенный смысл. А главное — убедительно показывается, как Вершинин действительно пошёл за Пеклевановым, за большевиками. Вер­ шинин увидел, в Пеклеванове прежде все­ го человека — гуманного и страстного, полного сил и энергии, человека, убеж­ дённого, что действовать нужно сейчас, немедленно, не откладывая, коли интер­ венты вторглись повсеместно. «А вы ещё настаиваете, чтобы я скрылся в тайге? Американцы и японцы будут убивать в деревне и в городе без­ защитных детей и женщин, а я буду си­ деть в тайге?! Нет! Надо скорее готовить восстание, поголовное восстание». Это — человеческое, вместе с глубо­ ким и искренним сочувствием горю Вер­ шинина — «Огромное горе у вас, Ники­ та Егорыч!» — привлекло Вершинина, а затем захватило всего, так как ему была изложена конкретная и ясная программа действий, определена высокая и благо­ родная цель. «Спасибо тебе, Илья Гера­ симыч, справедливый человек. Погово­ рил я с тобой, и стало на душе светлее. Без тебя бы мне... тьма...» Пеклеванов выступает уже непосред­ ственно как руководитель и организатор крестьянских масс. Он увлекает за со­ бой не только своей горячностью, энер­ гией, но и своими идеями. Теперь, когда Вершинин говорит в конце перво­ го акта: «Мужик пошёл», это не выгля­ дит, как в повести, порывом слепого гнева, слепой мести за разорённую семью. Здесь важен сам взгляд писателя на сущность характера Пеклеванова — всем, что есть лучшего в нём, он нацелен на победоносное восстание, в нём вопло­ щена вера народа в большевиков, в Коммунистическую партию, и действо­ вать и поступать как-то иначе Пеклева­ нов не может. Такое определение сущно­ сти характера обусловило п р и н ц и п его изображения. Он сводится не к «оживлению» героя специально для это­ го придуманными недостатками в его ха­ рактере и не к воспроизведению бестре­ петного деятеля, одержимого идеей, пи­ сатель отбирает всё то, что характеризу­ ет Пеклеванова как н а с т о я щ е г о большевика и руководителя во всех ас­ пектах его поведения. Для Незеласовых он ■— неминуемая и неотразимая гроза, для Вершинина — воспитатель, идейный вожак, для город­ ских рабочих — непосредственный орга­ низатор и руководитель восстания. Он стоит в центре событий пьесы, и весь — порыв и действие. В первой же сцене мы узнаём, что он бежал, во второй — он решает важнейшую стратегическую задачу — когда, как, во имя чего и с кем пойдут крестьяне, в четвёртом ак­ те — создаёт план восстания в городе и предпринимает практические шаги для его осуществления. Мечтает ли он или убеждает жену поступить так, как он считает необходимо, или, наконец, «от­ крывает глаза» Вершинину на истинное положение вещей в сложившейся на Дальнем Востоке обстановке — во всех обстоятельствах видна целеустремлённая воля большевика, страсть, воодушевле­ ние, вера в победу. И это при подчёрк­ нуто внешней незаметности, обыденно­ сти, лёгкой рассеянности в мелочах. Страстная убеждённость и активная дей­ ственность — такова его идейная и пси­ хологическая характеристика, развёрну­ тая в пьесе. Любопытно, что уточнение образа Пеклеванова в последующих nej ределках пьесы идёт именно по этой главной линии, уже найденной писателем в самой первой редакции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2