Сибирские огни, 1955, № 5
будничный, сугубо штатский по виду и в то же время он энергичен, целеустрем лён, внутренне организован. В выделе нии каких-то мелких бытовых деталей в образе Пеклеванова Вс. Иванов пере кликается с А. Фадеевым. Левинсон в «Разгроме» также был сознательно ли шён автором того «высокого» пафоса, того «постоянного» героизма, которым грешили в своих произведениях многие, писавшие о гражданской войне. Писа тель нигде не сбивается на декламацию. У него Пеклеванов, профессиональный революционер, коммунист, привык изъ ясняться точно и кратко. «Мне много го ворили хорошего о вас, Никита Егорыч. Извините, нам нужно спешить. Я буду откровенен и краток... Одним словом, Ни кита Егорыч, сейчас нам нужна ваша помощь...» А затем и совсем обыденное: «Папиросы всегда дома забываю... Вот револьвер взял вместо портсигара». И тут же формулировка, простая и ясная, самого важного, имевшего громадное зна чение для Вершинина: «Я беру на себя ответственность сказать, Никита Егорыч, что выступление вашего уезда будет толчком для нового восстания рабочих в городе... Самое страшное в нашем деле— сомнение... Идите и не сомневайтесь». Даже тогда, когда он приходит к чрезвы чайно важному решению, он не говорит громких слов. Героическое, высокое не в его словах, как и у фадеевского Ле винсона, а в делах и поступках: «Я ос таюсь в городе», «Я приду, живой или мёртвый, в железнодорожное депо». Важнейшие решения эти он приводит в исполнение настойчиво, решительно, смело, несмотря на очевидную опасность: за его голову объявлена в городе боль шая награда. Не случайно Вершинин на зывает его «верным человеком», вспоми нает его слова в трудную минуту, стре мится помочь ему делом. Любопытно авторское объяснение это го образа, сделанное в 1948 году в вос поминании о Хмелёве, первом исполни теле образа Пеклеванова. «Когда я писал Пеклеванова, мне представлялся спокойный, плавный, ме тодичный в своих расчётах и словах че ловек. Это — колоссальная воля боль шевика, которая влечёт за собой кресть янский, стихийный дух Вершинина, заставляя эту бешеную натуру сдержи вать себя, заставляя думать и решать сложные военные и политические зада чи, заставляя учиться. Эта огромная во ля без особого напряжения ломает «сверхволю» капитана Незеласова, ко мандира бронепоезда, раскрывая перед ним всю трагедию его существования. Но так как мне претил фальшивый пафос и декламационность тогдашних пьес, изображающих гражданскую вой ну, я решил сделать Пеклеванова воз можно более обыденным. Отсюда — ка рандаш, забытые спички, забытые папи росы, размышления о китайском платке и прочие мелочи. Написав это, я испу гался. Конечно, я верил в МХАТ, но всё же, естественно, являлось опасение, как бы обилие мелких деталей не уменьшило обаяния и широту образа большевика, не придало ему излишней холодности. Увидев Хмелёва на сцене, я понял, что опасения мои были напрасны. Обыденность Пеклеванова была дове дена Хмелёвым почти до эпических мас штабов, и эта эпичность ие только не уменьшила образ большевика, но не обыкновенно возвысила его. Для меня он был воплощением целого исторического периода, и притом таким воплощением, о котором я и мечтать не мог»>. Авторское разъяснение замысла обра за Пеклеванова и передача того впечатле ния, которое произвёл в этой роли ар тист необыкновенного дарования Хме лёв. интересны тем, что впоследствии — в 1952 году — Вс. Иванов создаёт новую редакцию пьесы «Бронепоезд 14-69». Образ Пеклеванова, а вместе с ним и Вершинина получает в пьесе некоторое уточнение, и теперь можно заметить, что в тексте первой редакции не всё соответ ствовало этому замыслу и далеко не каждый артист сумел бы отыскать в нём то, что нашёл и пронёс через весь спек такль Хмелёв. Однако несомненен также тот факт, что в Пеклеванове уже содер жалось всё существенное, нужное для реализации этого замысла. Пеклеванов человечен. В этом его обаяние и привлекательность. Он убеж дён в конечной победе революции, но лучше других знает, что для этого нуж ны труд, борьба, жертвы. Он сознатель но идёт и на борьбу, и на жертвы, так как в этом видит смысл своей жизни, своё счастье: «В какие счастливые вре мена мы с тобой живём!» — восклицает он. Ощущением счастья, «упоения в бою» и продиктованы его гордые слова: «Для меня нет смерти». Этого не хотели в нём заметить те, кто в убеждённости Пеклеванова, в его вере в торжество ре волюции видели лишь обычную «желе- зобетонность». В Пеклеванове, писали они, есть «отрешённость от всего лично го, аскетизм», или убеждали, что в пье се «живёт он, как некая абстрактная идея»2. На самом же деле в пьесе Пек леванов раскрыт как характер скромно го, но беззаветного борца-коммуниста. Уже в первом действии пьесы Пекле ванов выступает в нашем представлении как человек незаурядной энергии: он бе жал из тюрьмы. Этим, собственно, начи нается драматургическое действие в пьесе. Бегство Пеклеванова из крепости взволновало буквально всех. 1 Вс. И в а н о в . Повести, рассказы . Вос- п о -ин ани я . Сов. писат. М. 1952 г., стр. 315 —316. 2 3. Ч а л а я . Оборонная драматургия . Искусство. М. 1935 г., стр . 74.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2