Сибирские огни, 1955, № 5

лом такого решительного перелома в творчестве Вс. Иванова была его первая пьеса «Бронепоезд 14-69», Перелом этот сопровождался новыми отступле­ ниями и взлётами, дальнейший путь пи­ сателя всё ещё был противоречив и му­ чителен, но главное направление его творческих усилий было предопределено именно в этом произведении. Оно было вызвано к жизни правильным понимани­ ем насущных задач современности: «Со­ держание пьесы... было продиктовано мне борьбой советского народа за своё- счастье, за независимость Родины». Большое значение для Вс. Иванова имело также и то обстоятельство, что работал он над пьесой в тесном содруже­ стве с таким выдающимся реалистиче­ ским театром, как МХАТ. «Театру необходимо было определить репертуарную линию, — писал П. Мар­ ков. — Нужно было найти свой реперту­ ар и писателей, которые помогли бы ему вынести на сцену образы гражданской войны или текущих дней»!. Для этой це­ ли театр пригласил молодых писателей на^специальное совещание. И перед со­ бой и перед писателями Художественный театр поставил задачу — создать спек­ такль на современную советскую тему к десятилетию Октября. Вначале предпо­ лагалось, что каждый из приглашённых театром напишет одну сценку или инсце­ нирует небольшой отрывок из своего прозаического произведения, и уже дело театра сделать из всего этого цельный спектакль. Вс. Иванов инсценировал для театра два куска из повести «Бронепоезд 14-69» — «На колокольне» — история о том, как партизаны «упропагандировали» американского солдата, и «На станции» — о белогвардейских беженцах и капи­ тане Незеласове. Сцены эти понравились мхатовцам, и они предложили Вс. Ива­ нову написать большую пьесу. «Быть может, ничто я не писал с такой вдохно­ венной страстью, как эту пьесу,— при­ знаётся писатель... — Через месяц я уже прочитал пьесу театру». Постановка пьесы осуществилась в Ок­ тябрьские дни 1927 года одновременно с пьесой Б. Лавренёва «Разлом». К. С. Станиславский говорил о «Бро­ непоезде», что это — «первая настоящая работа Художественного театра за всё время его существования». «Разумеется, в словах Константина Сергеевича много преувеличения, — пишет в своих воспо­ минаниях Вс. Иванов, — и до «Бронепо­ езда» МХАТ создал немало настоящих работ, но эти слова Станиславского пере­ дают то волнение, то счастье, которое ис­ пытывал театр, создав настоящий рево­ люционный спектакль, показав зрителю патриотизм советского народа, беззавет­ 1 П. М а р к о в . Вс. Иванов в МХАТ. «Ли­ т ер атурн ая газета» № 56, от 5.Х 1936 г., стр . 4. но отстаивавшего от белогвардейцев и интервентов свою Родину... Слова Ста­ ниславского объясняют тот глубокий па­ фос, то воодушевление, которое охваты- 'вало и сцену и Зал МХАТ, когда произ­ носилось и гремело великое имя — Ленин». Пьеса «Бронепоезд 14-69» имела важное значение в творческой истории МХАТа. По общему признанию, спек­ такль «Бронепоезд» был этапным в раз­ витии театра. С ним впервые на сцену пришли яркие образы представителей революционного народа, истинных хозя­ ев жизни. В это время советская литература особенно настойчиво решала проблему положительного героя, так как главной сущностью того нового, что появилось в обществе после Октября, был новый че­ ловек, его высокое сознание, его герои­ ческий характер. В прозе эту проблему решали М. Горь­ кий (очерк «В. И. Ленин»), Дм. Фурма­ нов («Чапаев»), А. Фадеев («Разгром»), в поэзии В. Маяковский (поэмы «Ленин» и «Хорошо!»), в драматургии К. Тренёв, Б. Билль-Белоцерковский, В. Лавренёв и Вс. Иванов. Всё вместе было блестя­ щей победой нового метода в литерату­ ре -— метода социалистического реализ­ ма. Он только становился в ту пору ве­ дущим методом молодой советской лите­ ратуры. Особенно близки центральным героям «Бронепоезда» герои «Чапаева». По строю мысли, по характеру деятельности, по своему положению и роли в ходе со­ бытий руководитель партизан Вершинин близок Чапаеву, такому же крестьянско­ му вожаку. Как в том, так и в другом проступают типические черты крестьян­ ской народной массы. Общее в них то, что каждый олицетворяет собою стихий­ ное и протестующее, накопленное в бед­ нейшей!’крестьянстве за годы угнетения, и в то же время выражает собою силу и мощь народа, его ненависть к богатеям, его талант и отвагу, мужество и стой­ кость и, наконец, самое главное — его преданность революции. В этих произведениях, посвящённых гражданской войне, в соответствии с жизненной правдой, подчёркивалось вы­ дающееся значение Коммунистической партии, как руководящей силы револю­ ции, определившей развитие общества и отдельной личности. Первая и большая победа Вс. Иванова в пьесе «Бронепоезд 14-69» заключалась в том, что он, обогащённый опытом со­ ветской литературы, по-новому подошёл к созданию одного из центральных геро­ ев произведения — коммуниста Пеклева- нова. Пеклеванов — руководитель нового типа, умеющий находить общий язык с теми, кого он ведёт за собой. Пеклева­ нов — простой и сердечный человек,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2