Сибирские огни, 1955, № 5
лом такого решительного перелома в творчестве Вс. Иванова была его первая пьеса «Бронепоезд 14-69», Перелом этот сопровождался новыми отступле ниями и взлётами, дальнейший путь пи сателя всё ещё был противоречив и му чителен, но главное направление его творческих усилий было предопределено именно в этом произведении. Оно было вызвано к жизни правильным понимани ем насущных задач современности: «Со держание пьесы... было продиктовано мне борьбой советского народа за своё- счастье, за независимость Родины». Большое значение для Вс. Иванова имело также и то обстоятельство, что работал он над пьесой в тесном содруже стве с таким выдающимся реалистиче ским театром, как МХАТ. «Театру необходимо было определить репертуарную линию, — писал П. Мар ков. — Нужно было найти свой реперту ар и писателей, которые помогли бы ему вынести на сцену образы гражданской войны или текущих дней»!. Для этой це ли театр пригласил молодых писателей на^специальное совещание. И перед со бой и перед писателями Художественный театр поставил задачу — создать спек такль на современную советскую тему к десятилетию Октября. Вначале предпо лагалось, что каждый из приглашённых театром напишет одну сценку или инсце нирует небольшой отрывок из своего прозаического произведения, и уже дело театра сделать из всего этого цельный спектакль. Вс. Иванов инсценировал для театра два куска из повести «Бронепоезд 14-69» — «На колокольне» — история о том, как партизаны «упропагандировали» американского солдата, и «На станции» — о белогвардейских беженцах и капи тане Незеласове. Сцены эти понравились мхатовцам, и они предложили Вс. Ива нову написать большую пьесу. «Быть может, ничто я не писал с такой вдохно венной страстью, как эту пьесу,— при знаётся писатель... — Через месяц я уже прочитал пьесу театру». Постановка пьесы осуществилась в Ок тябрьские дни 1927 года одновременно с пьесой Б. Лавренёва «Разлом». К. С. Станиславский говорил о «Бро непоезде», что это — «первая настоящая работа Художественного театра за всё время его существования». «Разумеется, в словах Константина Сергеевича много преувеличения, — пишет в своих воспо минаниях Вс. Иванов, — и до «Бронепо езда» МХАТ создал немало настоящих работ, но эти слова Станиславского пере дают то волнение, то счастье, которое ис пытывал театр, создав настоящий рево люционный спектакль, показав зрителю патриотизм советского народа, беззавет 1 П. М а р к о в . Вс. Иванов в МХАТ. «Ли т ер атурн ая газета» № 56, от 5.Х 1936 г., стр . 4. но отстаивавшего от белогвардейцев и интервентов свою Родину... Слова Ста ниславского объясняют тот глубокий па фос, то воодушевление, которое охваты- 'вало и сцену и Зал МХАТ, когда произ носилось и гремело великое имя — Ленин». Пьеса «Бронепоезд 14-69» имела важное значение в творческой истории МХАТа. По общему признанию, спек такль «Бронепоезд» был этапным в раз витии театра. С ним впервые на сцену пришли яркие образы представителей революционного народа, истинных хозя ев жизни. В это время советская литература особенно настойчиво решала проблему положительного героя, так как главной сущностью того нового, что появилось в обществе после Октября, был новый че ловек, его высокое сознание, его герои ческий характер. В прозе эту проблему решали М. Горь кий (очерк «В. И. Ленин»), Дм. Фурма нов («Чапаев»), А. Фадеев («Разгром»), в поэзии В. Маяковский (поэмы «Ленин» и «Хорошо!»), в драматургии К. Тренёв, Б. Билль-Белоцерковский, В. Лавренёв и Вс. Иванов. Всё вместе было блестя щей победой нового метода в литерату ре -— метода социалистического реализ ма. Он только становился в ту пору ве дущим методом молодой советской лите ратуры. Особенно близки центральным героям «Бронепоезда» герои «Чапаева». По строю мысли, по характеру деятельности, по своему положению и роли в ходе со бытий руководитель партизан Вершинин близок Чапаеву, такому же крестьянско му вожаку. Как в том, так и в другом проступают типические черты крестьян ской народной массы. Общее в них то, что каждый олицетворяет собою стихий ное и протестующее, накопленное в бед нейшей!’крестьянстве за годы угнетения, и в то же время выражает собою силу и мощь народа, его ненависть к богатеям, его талант и отвагу, мужество и стой кость и, наконец, самое главное — его преданность революции. В этих произведениях, посвящённых гражданской войне, в соответствии с жизненной правдой, подчёркивалось вы дающееся значение Коммунистической партии, как руководящей силы револю ции, определившей развитие общества и отдельной личности. Первая и большая победа Вс. Иванова в пьесе «Бронепоезд 14-69» заключалась в том, что он, обогащённый опытом со ветской литературы, по-новому подошёл к созданию одного из центральных геро ев произведения — коммуниста Пеклева- нова. Пеклеванов — руководитель нового типа, умеющий находить общий язык с теми, кого он ведёт за собой. Пеклева нов — простой и сердечный человек,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2