Сибирские огни, 1955, № 5
тиву в свои руки: делегатов в Кронштадт всё-таки избирают. Самое же странное заключается в том, что Артём этого не понимает и продолжает считать, что он в данных условиях вёл с Семёном пра вильный «разговор». Жена Артёма, сле по веря в непогрешимость своего мужа, говорит своему тестю, отцу убитого толь ко что Семёна: «Не мешай Артёму Оси- пычу... разговаривать». Так, несмотря на неоднократно под чёркиваемый ум и «железность» Артёма, он на деле оказывается человеком сла бым и недалёким. В его словах звучат нотки жертвенности и обречённости, в его действиях прорывается гнев человека, не умеющего ясно разобраться в сло жившейся обстановке и поступающего от того по наитию, по велению своего проле тарскою «нутра», наконец, семейные и любовные отношения Артёма также ха рактеризуют его как человека непривле кательного, сухого и чёрствого. Впослед ствии автор вынужден был признать, что пьеса ему в то время не удалась: «Глав ной моей ошибкой было то, что я слабо и недостаточно показал роль партии Ленина—Сталина в деле руководства ра бочим классом, в деле воспитания его, а стало быть, и в подавлении кронштадтско го мятежа. Получилось, таким образом, преобладание стихийности, что в корне неверно и что исказило историческую обстановку». «Пьесе вредил также излишний пси хологизм, чрезмерное внимание к второ степенным и, в сущности, ненужным сторонам сюжета. Благодаря этому неко торые действующие лица получились на пряжёнными, с жизнью исключительно внутри себя. Чувство бодрости и опти мизма, характерное для «Бронепоезда», проскальзывало редко на страницах «Блокады»1. В 1954 году писатель существенно пе реработал эту свою раннюю пьесу» Однако в значительной степени драма тургия Вс. Иванова связана с тем луч шим, что в первую очередь привлекало внимание читателя в его рассказах, по вестях, романах. Так, в пьесе «Компромисс Наиб-хана» или «Защита «Кабиля» Вс. Иванов реа листически рисует ожесточённую борьбу в Туркменистанской республике в дни коллективизации. Нити этой борьбы тя нутся за границу — к белоэмигрантам, к английским и иным империалистам, снабжающим местных баев оружием и вдохновляющим на преступления против советской власти. Писатель показал ге роизм простых советских людей, самоот верженно защищающих свои стада, свой кров, свою землю от бандитов, контрре волюционеров, от пройдох и авантюри стов. 1 Вс. И в а н о в . Расска зы о МХАТ. Пове- сти, рассказы , воспоминания. Сов. писат. 1 9 5 2 . г .; стр. 306—307. Так, в пьесе «Пархоменко» создаётся обаятельный образ героя гражданской войны, смело, изобретательно, самоот верженно сражавшегося с врагами совет ского народа. III Лучшие драматические произведения Вс. Иванова посвящены темам граждан ской войны и революции. И хотя неко торым из них свойственны недостатки идейного и художественного порядка, они, прежде всего, являлись свидетель ством значительного движения писателя вперёд на пути овладения методом социа листического реализма. В них особенно полно и многоцветно выразилось то большое и новое, что составляет глав ную суть творческих устремлений автора. Выходец из самой народной толщи, че ловек, переживший беды и грозы граж данской войны, Вс. Иванов, как гражда нин, не мог не принять революции, а рав но и не мог не воспеть её как художник. Писатель видел поднявшийся народ Рос сии, большую его часть — крестьянство. Он справедливо сам себя ощущал его представителем, и потому-то так естест венно и правдиво, изнутри, рисовал он сильные и слабые стороны революцион ного крестьянства, так воодушевлённо изобразил мощный порыв его в защите коренных интересов революции. Писа тель был сам увлечён, захвачен, погло щён порывом этих масс. Но наступил другой период борьбы — сложный и мед ленный, требующий выдержки и спокой ствия, а главное — осознания пройденно го периода, понимания конкретной обста новки, ясности мировоззрения. Это был период временного отступления, новой экономической политики. И снова писа-' тель Иванов отразил в своих произведе ниях насторожённое, опасливое настрое ние некоторой части крестьянских масс, их сомнения и колебания, их непонима ние дальнейшего хода революции на но вом её этапе. Враги народа, их вольные и невольные подголоски из стана защит ников аполитичного искусства, всячески1 раздували эти сомнения и колебания. Потребовалась огромная разъяснитель ная, воспитательная работа нашей пар тии, потребовались живые уроки социа листических преобразований, потребова лось прямое столкновение с врагами революции и внутри и за пределами страны, чтобы в сознании этих масс, в сознании писателя, пытавшегося выра зить их настроения и думы, произошёл п е р е л о м в сторону правильного пони мания проводимой партией политики, в сторону сознательной и открытой защи ты её, а в области искусства — создания произведений, проникнутых духом пар тийности. 1 Пожалуй, наиболее очевидным нача-.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2