Сибирские огни, 1955, № 5

тиву в свои руки: делегатов в Кронштадт всё-таки избирают. Самое же странное заключается в том, что Артём этого не понимает и продолжает считать, что он в данных условиях вёл с Семёном пра­ вильный «разговор». Жена Артёма, сле­ по веря в непогрешимость своего мужа, говорит своему тестю, отцу убитого толь­ ко что Семёна: «Не мешай Артёму Оси- пычу... разговаривать». Так, несмотря на неоднократно под­ чёркиваемый ум и «железность» Артёма, он на деле оказывается человеком сла­ бым и недалёким. В его словах звучат нотки жертвенности и обречённости, в его действиях прорывается гнев человека, не умеющего ясно разобраться в сло­ жившейся обстановке и поступающего от­ того по наитию, по велению своего проле­ тарскою «нутра», наконец, семейные и любовные отношения Артёма также ха­ рактеризуют его как человека непривле­ кательного, сухого и чёрствого. Впослед­ ствии автор вынужден был признать, что пьеса ему в то время не удалась: «Глав­ ной моей ошибкой было то, что я слабо и недостаточно показал роль партии Ленина—Сталина в деле руководства ра­ бочим классом, в деле воспитания его, а стало быть, и в подавлении кронштадтско­ го мятежа. Получилось, таким образом, преобладание стихийности, что в корне неверно и что исказило историческую обстановку». «Пьесе вредил также излишний пси­ хологизм, чрезмерное внимание к второ­ степенным и, в сущности, ненужным сторонам сюжета. Благодаря этому неко­ торые действующие лица получились на­ пряжёнными, с жизнью исключительно внутри себя. Чувство бодрости и опти­ мизма, характерное для «Бронепоезда», проскальзывало редко на страницах «Блокады»1. В 1954 году писатель существенно пе­ реработал эту свою раннюю пьесу» Однако в значительной степени драма­ тургия Вс. Иванова связана с тем луч­ шим, что в первую очередь привлекало внимание читателя в его рассказах, по­ вестях, романах. Так, в пьесе «Компромисс Наиб-хана» или «Защита «Кабиля» Вс. Иванов реа­ листически рисует ожесточённую борьбу в Туркменистанской республике в дни коллективизации. Нити этой борьбы тя­ нутся за границу — к белоэмигрантам, к английским и иным империалистам, снабжающим местных баев оружием и вдохновляющим на преступления против советской власти. Писатель показал ге­ роизм простых советских людей, самоот­ верженно защищающих свои стада, свой кров, свою землю от бандитов, контрре­ волюционеров, от пройдох и авантюри­ стов. 1 Вс. И в а н о в . Расска зы о МХАТ. Пове- сти, рассказы , воспоминания. Сов. писат. 1 9 5 2 . г .; стр. 306—307. Так, в пьесе «Пархоменко» создаётся обаятельный образ героя гражданской войны, смело, изобретательно, самоот­ верженно сражавшегося с врагами совет­ ского народа. III Лучшие драматические произведения Вс. Иванова посвящены темам граждан­ ской войны и революции. И хотя неко­ торым из них свойственны недостатки идейного и художественного порядка, они, прежде всего, являлись свидетель­ ством значительного движения писателя вперёд на пути овладения методом социа­ листического реализма. В них особенно полно и многоцветно выразилось то большое и новое, что составляет глав­ ную суть творческих устремлений автора. Выходец из самой народной толщи, че­ ловек, переживший беды и грозы граж­ данской войны, Вс. Иванов, как гражда­ нин, не мог не принять революции, а рав­ но и не мог не воспеть её как художник. Писатель видел поднявшийся народ Рос­ сии, большую его часть — крестьянство. Он справедливо сам себя ощущал его представителем, и потому-то так естест­ венно и правдиво, изнутри, рисовал он сильные и слабые стороны революцион­ ного крестьянства, так воодушевлённо изобразил мощный порыв его в защите коренных интересов революции. Писа­ тель был сам увлечён, захвачен, погло­ щён порывом этих масс. Но наступил другой период борьбы — сложный и мед­ ленный, требующий выдержки и спокой­ ствия, а главное — осознания пройденно­ го периода, понимания конкретной обста­ новки, ясности мировоззрения. Это был период временного отступления, новой экономической политики. И снова писа-' тель Иванов отразил в своих произведе­ ниях насторожённое, опасливое настрое­ ние некоторой части крестьянских масс, их сомнения и колебания, их непонима­ ние дальнейшего хода революции на но­ вом её этапе. Враги народа, их вольные и невольные подголоски из стана защит­ ников аполитичного искусства, всячески1 раздували эти сомнения и колебания. Потребовалась огромная разъяснитель­ ная, воспитательная работа нашей пар­ тии, потребовались живые уроки социа­ листических преобразований, потребова­ лось прямое столкновение с врагами революции и внутри и за пределами страны, чтобы в сознании этих масс, в сознании писателя, пытавшегося выра­ зить их настроения и думы, произошёл п е р е л о м в сторону правильного пони­ мания проводимой партией политики, в сторону сознательной и открытой защи­ ты её, а в области искусства — создания произведений, проникнутых духом пар­ тийности. 1 Пожалуй, наиболее очевидным нача-.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2