Сибирские огни, 1955, № 5
на опыт советской литературы. Вс. Ива нов находил в себе силы понять ошибоч ность тех или иных своих творческих позиций и снова ответить на законные требования читателя новыми значитель ными произведениями. Особый интерес в этом отношении представляет его драматическое творче ство. II Пьеса «Бронепоезд 14-69» и по сей день остаётся лучшим произведением Вс. Иванова. Но при всей неравноценно сти написанного им в этом жанре, то значительное, что по праву входит в ак тив советской драматургии, далеко не исчерпывается только одной этой пье сой. Интерес к драматургии возник у писа теля в те дни, когда он, ещё юноша, под визался в бродячей труппе драматиче ских артистов «то в качестве суфлёра, то декоратора, то «комика-буфф». Под ходящих пьес с небольшим количеством действующих лиц не было, и Вс. Иванов писал мелодрамы. «За всё время пребы вания в труппе, — вспоминает он, — я написал не менее десятка таких напы- щенных и ходульных мелодрам, что по чувствовал к ним отвращение на всю жизнь». С тех пор Вс. Иванов по суще ству не писал пьес, хотя и не переста вал думать о них. Только в 1927 году по повести «Бро непоезд 14-69» Вс. Иванов пишет для Московского художественного театра свою первую пьесу, получившую широ кую известность. Пьеса прошла с боль шим успехом и выдержала суровое ис пытание временем: она и теперь не схо дит со сцены. За весь последующий пе риод до 1954 года Вс. Иванов написал свыше десяти новых драматических про изведений, самых разнообразных по те матике: на историко-революционную те му — «Блокада» (1928 г.), «Голуби ми ра» (1937 г.), «Пархоменко» (1941 г.), и на темы исторические — «Двенадцать .молодцов из табакерки» (1936 г.), «Вдох новение» (1940 г.), «Ломоносов» (1953 г.), и на темы современные — «Компромисс Наиб-хана» или «Защита «Кабиля» (1931 г.), «Поле и дороги» (1934 г.), «Дядя Костя» (1944 г.) и дру гие. Совсем недавно — в 1954 году — лучшие пьесы Вс. Иванова впервые объ единены и выпущены отдельным сборни ком. В него вошли пять пьес («Бронепо езд 14-69», «Блокада», «Голуби мира», «Защита «Кабиля», «Ломоносов»), т. е. как раз те, которые дают более или ме нее полное представление о деятельности . Вс. Иванова-драматурга. Драматическое творчество Вс. Иванова тесно связано с его повествовательными произведениями и не только потому, что некоторые пьесы являются инсцениров ками повести или романа, но и потому, что в большей или меньшей степени они несут в себе печать тех же исканий, ко торые были свойственны и его прозе. Такие повествовательные произведе ния, как «Хабу», «Гибель Железной», «Путешествие в страну, которой ещё нет», отмечены настойчивыми поисками положительного, героя, который соответ ствовал бы идейным и эстетическим взглядам писателя. То же самое можно наблюдать и в его пьесах. В «Бронепо езде», «Блокаде», «Защите «Кабиля» эти же проблемы волновали его в пер вую очередь. Так, например, в пьесе «Блокада», посвящённой событиям Кронштадтского мятежа, он справедливо искал своего по ложительного героя именно там, где его только и можно было найти в то время — в рабочем классе, в рядах Коммуни стической партии. Но его коммунист Артём Аладьин «железный комиссар», представляющий в произведении неук лонную волю партии, оказался на деле- фигурой крайне противоречивой и вслед ствие этого неудавшейся в такой же сте пени, как и коммунист Плешко из пове сти «Гибель Железной». Артём появляется в типографии в кру гу родственников и хорошо знакомых ему рабочих затем, чтобы провести здесь необходимую политическую работу: убе дить рабочих этого «важного района» не посылать делегатов в Кронштадт для переговоров, продолжать прерванную в типографии работу, так как если «типо графия забастует, могут другие заводы примкнуть». Как же действует Артём, как он пытается убедить рабочих и на ходящихся в типографии курсантов Тульских военных курсов Красной Ар мии? Артём (к курсантам). Товарищи комму нисты, повторяю: против рабочих мы оружия, не обнажим. Мы должны пере нести любые оскорбления, насмешки... Курсант Мясной. Известно, товарищ! Артём. Кронштадт галантерейной тор говлей заниматься не будет. Мы этой торговли не увидим. Мы под лёд лучше, под лёд! Мясной. Так точно, товарищ комиссар! Артём ещё несколько раз повторяет в этой сцене, что ему, коммунисту, теперь одна дорога — «под лёд». «Пускай нас гонят... под лёд...», «а мне, кажись, подо льдом придётся (рыбу) ховать» и т. п .— и, разумеется, этим не в состоянии под нять боевой дух рабочих и курсантов. Стоило брату Семёну появиться здесь же, в типографии, среди рабочих со сво ей кронштадтской программой, как Ар тём, не задумываясь о последствиях, убивает его. Это грубый политический просчёт Артёма. Убийство Семёна никого ни в чём не убедило, наоборот, позволи ло анархисту Рубцову захватить инициа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2