Сибирские огни, 1955, № 5
К р и т и к а и б и б л И. ЯНОВСКИЙ Д р ам а тур ги я В с е в о л о д а И в ан о в а I Почти сорок лет назад *в Сибири, в петропавловской газете «Приишимье», был напечатан первый рассказ Всеволо да Иванова. С тех пор писатель прошёл большой трудный путь, на котором он испытал немало тяжёлых поражений, но одержал и немало замечательных побед. В советской литературе он известен как автор красочных, художественно значи тельных «Партизанских повестей», ге роической драмы «Бронепоезд 14-69», широкого исторического полотна о граж данской войне «Пархоменко» и многими своеобразными, поэтическими, проник новенными рассказами о прошлом и на стоящем нашей Родины. Вс. Иванов начал под непосредствен ным руководством А. М. Горького, пере жил влияние чуждых нам взглядов груп пы «Серапионовы братья», членом кото рой он состоял, написал немало произ ведений ошибочных и не выдержавших испытание временем, но неизменно и настойчиво, с искренностью и страстью большого художника Вс. Иванов стре мился к овладению методом социали стического реализма. Именно с его помощью он создал выдающиеся произ ведения. В этом отношении путь Вс. Иванова в советской литературе весьма интересен и поучителен. В поэтической книге «Встречи с Мак симом Горьким» Вс. Иванов выразил всю меру любви своей к Горькому. Он создал обаятельный образ большого че ловека, труженика и творца, воспитате ля целого поколения писателей, расска зал о гигантском влиянии Горького на развитие советской литературы и тем са мым на жизнь и характеры советских людей. Влияние Горького на формирование самого Вс. Иванова определяется не только тем, что он помог ему в его пер вых шагах, не только тем, что в после дующие годы он также внимательно следил за развитием творчества Вс. Ива нова, знакомился с его планами, читал его рукописи, одобрял, критиковал и со ветовал; связи Вс. Иванова с М. Горь- ким-художником органичнее, глубже. Вспоминая о ранней юности, полной ли шений и невзгод, Вс. Иванов писал; «Имя М. Горького, революционера, пи сателя, мыслителя, увлекало меня. Хо телось подражать его поэтическому под вигу, быть хоть в малой степени похо жим на него». И вслед за Горьким, быть может, в значительной мере благодаря ему, он рано понял, что «научение жиз ни заключается не только в чтении книг, а преимущественно в непосред ственном знакомстве с людьми, с их тру дами и заботами». Жажда видеть мир та ким, каков он есть на самом деле, бес покойное стремление изобразить жизнь в её правдивом многообразии — вот что прежде всего сближает Вс. Иванова с творчеством великого пролетарского пи сателя. Произведения Вс. Иванова всегда от личались своеобразием, неся на себе пе чать яркой художественной индивидуаль ности. Как правило, Вс. Иванов чужд подражательности. Но в лучших из его произведений почти всегда обнаружива лось внутреннее родство с идеями и об разами родоначальника советской лите ратуры, органическая связь с его ме тодом изображения действительности. Следование горьковским традициям развивало и обогащало его умение об разно воспроизводить жизнь. Первые рассказы и повести Вс. Ива нова потрясли читателя своей правдой в изображении революционного крестьян ства, своим искренним стремлением по нять и прославить истинный смысл рево люции, как революции народной. Неда ром так высоко оценил Алексей Мак симович, так восторженно приветство вал и пропагандировал эти рассказы Вс. Иванова. Позднее Вс. Иванов создал типиче ский образ коммуниста Пеклеванова, ру ководителя и организатора крестьянских выступлений, образы Ленина и Сталина, Ворошилова и Пархоменко. В них вы разились непреклонная вера писателя в победу коммунизма, его гуманизм, его любовь к партии, преданность ей, его глубокий и искренний советский патрио тизм. В книгах «Тайное тайных» (1927 г.), «Похождения факира» (1934— 1935 гг.), «При взятии Берлина» (1945 г.) писа тель, к сожалению, отходил в сторону от этого своего большого пути. Но, опираясь 11. «Сибирские огни» № 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2