Сибирские огни, 1955, № 5

Т р и б у н а п и с а Письмо товарищу Уважаемый товарищ Демченко! Мне захотелось написать это письмо после того, как я прочитал Ваш роман- «Чуйские зори», изданный в г. Барнауле (1955 г.). До сих пор Вы выступали только с рассказами, которые публиковали на Алтае и в ряде городов Сибири, а потом собрали в своей книжке «Шаргайта». В этих рассказах ясно проявились Ваши способности к творческому труду. Но есть, мне кажется, в Вашей манере, как писателя, такой недостаток, который мешает Вам иногда достигать более значительного художественного ре­ зультата, чем тот, какой Вы достигаете. Возможно, конечно, не со всем высказанным мною Вы согласитесь, а кое с чем даже поспорите. Вам, должно быть, хорошо знакомо чувство той лёгкой и нежной грусти, с которой закрываешь хорошую книгу: кажется, будто прощаешься не с выду­ манными героями, а с очень близкими, милыми сердцу, живыми друзьями, ко­ торых крепко полюбил и с которыми бесконечно жаль расставаться. Всякий раз, когда случается это, невольно думаешь или говоришь: вот она, настоящая жизнь! Бывают, к сожалению,, и другие книги, после чтения которых не. остаётся ничего, кроме досады на автора: ну зачем он писал, отнимал время и у себя, и у нас, — ведь сказать ему ровным счётом нечего, и ничего нового для себя мы почерпнуть не смогли. Такие книги, как тусклые, запылённые осколки даже в самый яркий солнечный день не отражают никакого луча жизни. Примитив­ ная выдумка: читать скучно, а главное, — бесполезно! Но есть и третий вид книг. Безусловно, — жизнь, настоящая жизнь во всём своём бурном многообразии изображается автором на всех страницах! Жизнь родила книгу, подсказала автору тему, познакомила с героями, которых он и решил нам показать. На протяжении сотен страниц автор воссоздаёт перед нами картины, в основе которых —• мы твердо верим в это! — лежат реальные факты действительности. Мы даже верим автору, что всё им описываемое он видел, а может быть, и пережил. Мы верим, чувствуем, что где-то, действительно, су­ ществует такая жизнь, давшая автору обильный материал, но... но мы закрываем книгу, в конечном счёте, мало взволнованные событиями и героями. Напрасно ли мы читали такую книгу? Нет! Ведь мы узнали о новом, неиз­ вестном нам до сих пор уголке земли, узнали, что существует такой уголок на карте нашей Родины и живут там энтузиасты больших начинаний, скромные советские труженики. Мы благодарны автору за то, что он познакомил нас с жизнью этих людей. Почему же, в таком случае, мы холодны к героям, действующим на страни­ цах книги? Ведь, очевидно, каждый шаг живых людей, прототипов этих героев,— это своеобразный подвиг, а их чувства и переживания сильны и значительны? Почему же сами герои не стали нашими задушевными друзьями, и расставаться с ними совсем не жаль? Такой вопрос и возникает невольно, когда заканчиваешь читать Ваш роман. С большим произведением Вы выступаете впервые. Что же Вам помешало увлекательно рассказать о людях, которым Вы посвятили роман, о людях, кото­ рых Вы сами прекрасно знаете, цените и любите? Проще всего заявить, что Вам не хватило мастерства. С этой формулой мы -нередко сталкиваемся, когда некоторые критики, добросовестно изложив содержание произведения, пытаются затем объяснить его художественные слабости. Ссылкой на недостаток мастерства у автора фак­ тически подменяется конкретный анализ недостатков произведения. Справедливость требует сказать, что в Вашем романе, товарищ Демченко, много хороших страниц, картин и сцен. Лаконично, но выразительно звучат некоторые куски, связанные с психологическим анализом душевного состояния героев, правдиво передаются отдельные эпизоды, диалоги, поступки людей. А разве не живописно такое, например, описание: «Стояло Первое тихое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2