Сибирские огни, 1955, № 5
ссбное поглощать нейтроны. Вводя его в реактор, уменьшают доступ свободных нейтронов к горючему, и реакция замед ляется. Наоборот, удаляя это вещество из реактора, можно увеличить приток нейтронов к горючему и, следовательно, усилить реакцию ядерного горения. Та ким веществом может служить стержень из кадмия или бористой стали. В результате ядерного горения урано вые стержни и замедлитель быстро на греваются. Поэтому в реакторе необхо димо предусмотреть быстрый отвод теп ла при помощи какого-либо охладителя, например, посредством циркуляции жид кости или газа через реактор. Следует учесть, что реактор также имеет критическую массу, которая рав на нескольким тоннам природного ура на. Критическую массу можно умень шить, если реактор окружить специаль ной оболочкой, которая отражает значи тельную часть уходящих из реактора нейтронов обратно в реактор. В качестве такого отражателя может применяться или слой графита, или слой обессолен ной воды. Наконец, необходимо иметь в виду, что вылетающие из котла нейтроны и радиоактивное излучение вредно дейст вуют на организм человека. Поэтому для предохранения обслуживающего пер сонала реактор окружается толстым слоем бетона и свинца, которые пог лощают нейтроны и радиоактивное излу чение. Таковы общие требования к конструк ции реактора, работающего на природ ном уране с замедлителем. Атомный ре актор можно рассматривать, как своеоб разную топку. Но если в обычной топке происходит превращение части химиче ской энергии топлива (энергии внешних •оболочек атомов топлива) в тепловую, то в реакторе в тепловую энергию превра щается часть ядерной энергии. Обычная тепловая электростанция, наряду с топ кой, имеет котёл, в котором образуется пар, паровую турбину и генератор элект рического тока. Атомная станция также имеет теплообменник (играющий роль парового котла), паровую турбину и гене ратор. Первая в мире атомная электростан ция Академии наук СССР имеет реактор с графитовым замедлителем в форме ци линдра высотою 1,7 метра и диаметром в 1,5 метра. В реактор одновременно за кладывается 550 килограммов обога щённого урана (содержащего 5% ура- на-235). В реакторе циркулирует вода. Она находится под давлением в 100 ат мосфер и поэтому нагревается до 270 градусов, не превращаясь в пар. Проходя через теплообменник, она отда ёт своё тепло, превращая находящуюся там другую воду в пар с температурой в 260 градусов и давлением в 12,5 атмо сферы. Пар поступает в турбину и при водит её и связанный с нею генератор в движение. Урановые стержни в реакторе по мере «выгорания» урана-235 заменяются но выми. Такая замена производится через каждые 100 дней. В среднем атомная электростанция мощностью в 5000 кило ватт потребляет около 30 граммов ура на в сутки, или около 11 килограммов в год. В настоящее время советские учёные и инженеры ведут работы по созданию более мощных атомных электростанций. Несомненно, что в ближайшем будущем атомные электростанции будут играть исключительно важную роль, особенно в тех районах нашей страны, где нет природных источников энергии, а завоз топлива представляет большие трудно сти.' Стационарные установки с реактора ми, работающими на природном уране, чрезвычайно громоздки. Их нельзя при менять на транспорте. Поэтому для сило вых установок атомных тепловозов, ко раблей, подводных лодок, самолётов будут применяться реакторы иной кон струкции. Наиболее подходящими явля ются реакторы, работающие на чистом ядерном горючем. Конструктивно они имеют шаровую форму. Через них про пускается жидкое ядерное топливо в ви де раствора солей урана-235 или плуто ния. Они не нуждаются ни в замедлителе, ни в охладителе, так как работают на быстрых нейтронах, а тепло отводится в теплообменник потоком жидкого ядер ного топлива, циркулирующим через ре актор и теплообменник. Критические размеры такого реактора сравнительно невелики. Так, например, реактор, рас считанный на мощность в 200 тысяч ки ловатт, может работать при наличии все го нескольких килограммов чистого ура на или плутония. Он имеет объём око ло одного кубического метра. Такие реакторы, установленные на атомном теп ловозе, корабле или подводной лодке, да дут возможность совершать длительное путешествие без замены топлива. Напри мер, атомный локомотив мощностью в 7000 лошадиных сил будет потреблять всего 4 ,4 килограмма урана в год. Если для локомотива, корабля или подводной лодки наиболее вероятным двигателем является паровая турбина, работающая на атомной энергии, то в авиации наиболее вероятным будет реак тивный двигатель с атомным реактором воздушного охлаждения. Наружный воз дух, проходя через такой реактор, будет нагреваться до очень высокой температу ры, а затем вылетать с большой скоро стью назад. Вследствие отдачи самолёт будет быстро перемещаться вперёд. Та кой самолёт также не будет нуждаться в большом количестве горючего и смо жет совершать беспосадочные полёты вокруг земного шара.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2