Сибирские огни, 1955, № 5
приземлился в подразделении Лемеша. Машину заправили, проверили мотор, и лётчик Шувалов повёл самолёт вдоль 'Станового, намереваясь обойти хребет. На борту остался необыкновенный груз — паутиновый кокон, весом всего лишь в несколько граммов. Мы все дежурим у костра. Столб дыма, поднявшись над ущельем, виден далеко. Небо ярко голу беет. Воздух на редкость прозрачный. Снежные гольцы с одной стороны поли ты ярким светом солнца, с другой по крыты тенью, и от этого заметнее выде ляются линии отрогов и изломы. Но вот у дальнего горизонта, куда устремлены наши взоры, появляется точ ка. Не то коршун, не то самолёт,— не различишь. До слуха долетает гул. — Летит!..— вырывается у кого-то, и двое бегут поправить костёр. Гул приближается. Машина обходит последний отрог Станового, поворачива ет на север и исчезает в синеве. Мы с Геннадием усаживаемся за аппарат. — Руль... руль... я пост... я пост...— кричит радист в трубку. — Как слышите меня, отвечайте! — Руль... я руль... Слышу хорошо, что у вас есть — давайте. Приём. — «Кедровка» пролетела хребет, идёт к вам. Больше дыма, иначе не найдёт... Расставить по гольцу людей как можно шире для приёма груза. — Понятно, всё сделано, ждём. Проходит полчаса. Мы дежурим у ми крофона. — Видим «Кедровку», — вдруг вры вается в трубку знакомый голос ради ста. — Разворачивается над нами. Вы бросила длинное полотнище чёрной ма терии, вероятно, с паутиной. Уходит об ратно. —■ Передайте «Кедровке» спасибо, выручила, — доносится звучный голос Макаровой. — Кажется, всё, — сказал облегчён но Геннадий, снимая наушники и вып рямляя спину, словно после тяжёлой ноши. — Братцы, за топоры, надо же дей ствительно поблагодарить Шувалова,— кричит Василий Николаевич, выскаки вая из палатки и увлекая всех за собою. А вокруг нас весна делает своё дело. Расплылась теплынь по отрогам, по тай ге. Закапало с крон. Обнажаются кочки со старой прошлогодней травою. Самолёт вынырнул из-за ближнего гольца и внезапно оказался над нами. Люди бросают вверх шапки, кричат, но гул мотора глушит их голоса. На заснежённой мари, рядом с палат ками, Василий Николаевич с товарища ми сделали надпись из еловых веток: «От всех спасибо! Слава комсомолу!» Лётчик сбрасывает пакет с письмами, газетами, качает крылом, и машина ухо дит на Запад. Геннадий снова у аппарата. — «Кедровка» прошла нас, обеспечь те посадку, — кричит он в микрофон и тут же начинает принимать радиограмму. По его лицу догадываюсь: случилось что-то страшное. Наклоняюсь к журналу. «С гор неожиданно пришла снеговая вода, затопила площадку»,— сообщал Лемеш. — «Посадка ещё возможна толь ко на кромку льда. Рубим подход. Моби лизован весь состав. Руководит Коро лёв, но раньше как через два часа по садку обеспечить не сможем. «Кедровка» имеет горючее максимум на час». — Что же это будет? — взволнован но шепчет Геннадий, передавая мне жур нал и карандаш. — Пишите, ждут ответ. «Лемешу. Немедленно осмотрите са ми ближайшие косы на реке. Всех лю дей передайте в распоряжение Королё ва. Пусть рубит подходы с одной сторо ны непременно от кромки льда в глубь леса. Любой ценой обеспечьте посадку. Помните, что жизнь «Кедровки» зави сит от вас. В случае, если усилия лю дей и ваши поиски не дадут положитель ных результатов, сигнализируйте «Кед ровке» находить выход по своему усмот рению». События нарастали быстро. Судя по отрывочным сообщениям, к моменту по явления самолёта над рекой площадка ещё не была готова. Лес медленно от ступал под ударами топоров. Люди выби вались из сил. Вода заливала и край льда, на который рассчитывали поса дить машину. Казалось, неизбежна ка тастрофа. Мотор уже заглатывал послед ние капли бензина. У лётчика не остава лось времени для размышления, и он ре шился на отчаянный шаг... Машина раз вернулась, низко прошла над лесом. У просеки она вдруг нырнула в просвет и, не задев пней, рванулась вперёд к краю площадки. Мотор вдруг заглох, но само лёт уже бежал по льду, всё глубже за рываясь в воду. «Это было сделано со спокойстви ем человека, умеющего смотреть в гла за смерти без страха,— писал нам вече ром Королёв. — Когда мы помогли Шу валову выбраться из кабины, он был бледный, растерянный, но улыбался. Ма шину выкатили на высокий берег. Она оказалась исправной, пострадал только хвостовой костыль, сейчас чиним его. У нас похолодало. К утру вода должна спасть, и машина будет отправлена со старой площадки». Так закончился этот напряжённый день, принёсший всем нам столько тре вог. Теперь можно было подумать и о продолжении путешествия. Решаем за пастись продовольствием и идти искать Лебедева. (Окончание следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2