Сибирские огни, 1955, № 5

ностям Севера, современная топографи­ ческая карта обязана расшифровкой не­ обжитых территорий. А кому из путе­ шественников, даже нашего времени, в своих маршрутах не приходилось с бла­ годарностью пользоваться копией «кар­ ты», вычерченной пальцем старика на песке или нарисованной им на клочке берёсты? Кого не поразит замечатель­ ная память этих людей? Может быть, не лишне сказать не>- сколько слов о современной карте. Создание карты — сложный и много­ образный процесс. Высокоточные отече­ ственные приборы и новые методы кар­ тографирования позволяют в кратчай­ ший срок, на больших площадях, созда­ вать карты высокого качества. Самым совершенном из современных методов создания карт является метод аэрофотосъёмки, когда местность, наме­ ченная для картографирования, фото­ графируется с самолёта специальным ап­ паратом. Для того, чтобы снимки приве­ сти к одному общему и заранее заданно­ му масштабу карты, расшифровать изо­ бражения различных элементов: леса, кустарника, болота, камней, — нужно провести большие и трудоёмкие полевые работы в тех местах, над которыми летал самолёт. Выполняют эти работы в пер­ вую очередь отряды геодезистов. Они делают точнейшие измерения расстоя­ ний и углов для определения положения наиболее характерных точек местности: господствующих вершин наиболее высо­ ких сопок, возвышенностей. На геодези­ ческом языке эти точки называются пунктами. Для удобства работы на них строятся деревянные пирамиды, или сигналы. Следом за геодезистами идут отряды топографов. Пользуясь пунктами и аэро­ фотоснимками, они производят детальное измерение местности, собирают все необ­ ходимые сведения для будущей карты: названия хребтов, ключей, озёр, низин, скорость и глубину рек, характер лесно­ го покрова, проходимость болот, просле­ живают тропы, пересекающие местность, и многое другое. После окончания полевых работ весь материал геодезистов и топографов со­ средоточивается в специальных лабора­ ториях и цехах, где, при помощи точ­ ных оптических приборов, на аэрофото­ снимках производятся необходимые из­ мерения и построения. В результате по­ лучается оригинал карты. Затем его вы­ черчивают во всех необходимых деталях и направляют на картофабрику. В полевых геодезических работах ре­ когносцировка пунктов, т. е. определение местоположения будущих геодезических точек на местности, является первосте­ пенный и, пожалуй, самым интересным делом. Инженер-рекогносцировщик дол­ жен обладать ббльшой выносливостью, уметь хорошо ориентироваться в любых условиях, будь то тайга, тундра или го­ ры. В районе, куда мы добрались после месячного путешествия, рекогносцировку пунктов должен производить Кирилл Ро­ дионович Лебедев. Но пока он будет вести обследование одного из крупнейших в этом районе гольцов, мы сами попытаемся разобрать­ ся в довольно сложном рельефе стыка хребтов и наметим два пункта на господ­ ствующих вершинах, если, конечно, смо­ жем взобраться туда по снегу. Затем вер­ нёмся в лагерь и пойдём разыскивать Лебедева. Следующий день, 13 апреля, прошёл в хлопотах и сборах. Сделали две нарты, с широкими, как лыжи, полозьями, ото­ брали продовольствие, снаряжение, на­ пекли дня на четыре лепёшек, отварили в дорогу остатки медвежьего мяса. С со­ бою берём маленький теодолит, винтов­ ки, фотоаппарат, бинокль. Семён Гри­ горьевич с явным беспокойством следит за нашими сборами. Всё ему не нравит­ ся. То, по его мнению, мы берём с со­ бой лишнюю одежду, то сделали боль­ шие не по нартам места, то очень длинно привязали ремни. Старик видит каждую мелочь. Он не раз ходил с нартой и хо­ рошо знает, что такое узкие лямки, лиш­ няя тяжесть или тесная обувь в походе. Бродит он по лагерю от одного к друго­ му, перепаковывает тюки или усядется к костру, начнёт ремонтировать лыжи, заделывать концы верёвок. Когда одна нарта была загружена и увязана, он ос­ мотрел её, перекинул через плечо лямку и протащил метров пять. — Однако неладно, напрасно сила те­ рять будешь, —- говорит он, неодобри­ тельно покачивая головою, перехвачен­ ной .на лбу вместо шапки куском мате­ рии.— Если дорога по льду пойдёт, надо тяжёлый груз вперёд класть, когда бу­ дешь идти мелким снегом, тяжесть кла­ ди середину нарты, а по глубокому — по­ зади. Понял? Лишний раз груз на нарте переложишь — дальше ночевать будешь, —.сказал он и стал развязывать узлы верёвок. Переложив груз по-своему, Се­ мён Григорьевич увязал его снова и про­ тащил нарту вокруг палатки. — Однако старик неплохо делал, лег­ че стало тащить. Зачем мозолить пятки, если можно перемотать портянки, чтобы ноге было хорошо... Заканчивается тёплый весенний день. На вершинах туполобых гор догорает от­ блеск вечерней зари. По небу плывут лёгкие редеющие облака. Стихают пос­ ледние порывы ветра. Вдруг из-за хребта брызнули золотисто-огненные лучи. На какое-то мгновение они озари­ ли края облаков и потухли. В стылой синеве неба, одна за другой, загораются звёзды. Вечером нам из штаба сообщили прог­ ноз погоды на ближайшие пять дней. —, Синоптик грозится похолоданием,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2