Сибирские огни, 1955, № 5
ностям Севера, современная топографи ческая карта обязана расшифровкой не обжитых территорий. А кому из путе шественников, даже нашего времени, в своих маршрутах не приходилось с бла годарностью пользоваться копией «кар ты», вычерченной пальцем старика на песке или нарисованной им на клочке берёсты? Кого не поразит замечатель ная память этих людей? Может быть, не лишне сказать не>- сколько слов о современной карте. Создание карты — сложный и много образный процесс. Высокоточные отече ственные приборы и новые методы кар тографирования позволяют в кратчай ший срок, на больших площадях, созда вать карты высокого качества. Самым совершенном из современных методов создания карт является метод аэрофотосъёмки, когда местность, наме ченная для картографирования, фото графируется с самолёта специальным ап паратом. Для того, чтобы снимки приве сти к одному общему и заранее заданно му масштабу карты, расшифровать изо бражения различных элементов: леса, кустарника, болота, камней, — нужно провести большие и трудоёмкие полевые работы в тех местах, над которыми летал самолёт. Выполняют эти работы в пер вую очередь отряды геодезистов. Они делают точнейшие измерения расстоя ний и углов для определения положения наиболее характерных точек местности: господствующих вершин наиболее высо ких сопок, возвышенностей. На геодези ческом языке эти точки называются пунктами. Для удобства работы на них строятся деревянные пирамиды, или сигналы. Следом за геодезистами идут отряды топографов. Пользуясь пунктами и аэро фотоснимками, они производят детальное измерение местности, собирают все необ ходимые сведения для будущей карты: названия хребтов, ключей, озёр, низин, скорость и глубину рек, характер лесно го покрова, проходимость болот, просле живают тропы, пересекающие местность, и многое другое. После окончания полевых работ весь материал геодезистов и топографов со средоточивается в специальных лабора ториях и цехах, где, при помощи точ ных оптических приборов, на аэрофото снимках производятся необходимые из мерения и построения. В результате по лучается оригинал карты. Затем его вы черчивают во всех необходимых деталях и направляют на картофабрику. В полевых геодезических работах ре когносцировка пунктов, т. е. определение местоположения будущих геодезических точек на местности, является первосте пенный и, пожалуй, самым интересным делом. Инженер-рекогносцировщик дол жен обладать ббльшой выносливостью, уметь хорошо ориентироваться в любых условиях, будь то тайга, тундра или го ры. В районе, куда мы добрались после месячного путешествия, рекогносцировку пунктов должен производить Кирилл Ро дионович Лебедев. Но пока он будет вести обследование одного из крупнейших в этом районе гольцов, мы сами попытаемся разобрать ся в довольно сложном рельефе стыка хребтов и наметим два пункта на господ ствующих вершинах, если, конечно, смо жем взобраться туда по снегу. Затем вер нёмся в лагерь и пойдём разыскивать Лебедева. Следующий день, 13 апреля, прошёл в хлопотах и сборах. Сделали две нарты, с широкими, как лыжи, полозьями, ото брали продовольствие, снаряжение, на пекли дня на четыре лепёшек, отварили в дорогу остатки медвежьего мяса. С со бою берём маленький теодолит, винтов ки, фотоаппарат, бинокль. Семён Гри горьевич с явным беспокойством следит за нашими сборами. Всё ему не нравит ся. То, по его мнению, мы берём с со бой лишнюю одежду, то сделали боль шие не по нартам места, то очень длинно привязали ремни. Старик видит каждую мелочь. Он не раз ходил с нартой и хо рошо знает, что такое узкие лямки, лиш няя тяжесть или тесная обувь в походе. Бродит он по лагерю от одного к друго му, перепаковывает тюки или усядется к костру, начнёт ремонтировать лыжи, заделывать концы верёвок. Когда одна нарта была загружена и увязана, он ос мотрел её, перекинул через плечо лямку и протащил метров пять. — Однако неладно, напрасно сила те рять будешь, —- говорит он, неодобри тельно покачивая головою, перехвачен ной .на лбу вместо шапки куском мате рии.— Если дорога по льду пойдёт, надо тяжёлый груз вперёд класть, когда бу дешь идти мелким снегом, тяжесть кла ди середину нарты, а по глубокому — по зади. Понял? Лишний раз груз на нарте переложишь — дальше ночевать будешь, —.сказал он и стал развязывать узлы верёвок. Переложив груз по-своему, Се мён Григорьевич увязал его снова и про тащил нарту вокруг палатки. — Однако старик неплохо делал, лег че стало тащить. Зачем мозолить пятки, если можно перемотать портянки, чтобы ноге было хорошо... Заканчивается тёплый весенний день. На вершинах туполобых гор догорает от блеск вечерней зари. По небу плывут лёгкие редеющие облака. Стихают пос ледние порывы ветра. Вдруг из-за хребта брызнули золотисто-огненные лучи. На какое-то мгновение они озари ли края облаков и потухли. В стылой синеве неба, одна за другой, загораются звёзды. Вечером нам из штаба сообщили прог ноз погоды на ближайшие пять дней. —, Синоптик грозится похолоданием,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2