Сибирские огни, 1955, № 4
XV III—XIX столетиях или очерк о га зетах и журналах) написаны слишком кратко, отрывочно. Общим недостатком книги является её описательный характер. Автору сле дует при дальнейшей работе больше анализировать сообщаемые им богатые факты, обобщать их. Необходимой частью краеведческой книги является иллюстрация. Однако в книге Е. Петряева их очень мало. Несомненно, книга Е. Петряева являет ся новым ценным вкладом в сибирскую краеведческую литературу. 3 . Тагоров. НАРОДНЫЕ РАССКАЗЫ О ДАЛЁКОМ И НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ 1 Известный собиратель устного народ но-поэтического творчества А. Мисюрёв выпустил новый сборник своих фоль клорных записей. В этой книге пред ставлены устные сказы и легенды, запи санные среди русского населения Запад ной Сибири. Сборник А. Мисюрёва чётко делится на две части: в первой печатаются ле генды и сказы ямщиков большого Си бирского тракта, во второй — легенды и рассказы старых горнорабочих. Если некоторые материалы второй части были известны читателям по более ранним публикациям А. Мисюрёва, то все запи си, помещённые в первом разделе книги, являются новинкой. Собиратель вводит нас в совершенно новую область фоль клора и знакомит читателей с творче ством целой сказительской группы, оста вавшейся неизвестной, — с творчеством крестьян-ямщиков, трудившихся на боль шом Сибирском тракте. Книга «Предания и сказы Западной Сибири» представляет большую истори ко-познавательную и художественную ценность. С огромной образной силой, с исключительным сюжетным драма тизмом, в характерных для фольклора скупых и точных формах выражения запечатлелись в сказах и легендах за падно-сибирских крестьян типические черты исторического прошлого. Записи А. Мисюрёва — это ценные свидетель ства для историка классовой борьбы в Сибири. С большой эпической простотой рас сказывает народ — создатель художе ственных сказов — о каторжной жизни, которой жили его предки, с гневом и не навистью обрисовывает он фигуры купцов-душегубов, предпринимателей, эксплуататоров и угнетателей масс: 1 «Предания и сказы Западной Сибири». Записи и комментарии А. А. Мисюрёва. Но восибирское книжное издательство, 1954, 108 стр. торгашей, кровавых «рыцарей» капита листического стяжательства. Цикл рас сказов о купцах-миллионерах Кухтери- ных, предания о «зверюге Митрофано ве», который «с грабежа три дома поста вил», и множество подобных им расска зов о свирепых и своекорыстных хищни- ках-первонакопителях ярко характери зуют не только угнетателей народа, но и трагическое положение угнетённых народных масс. Вместе с тем собранные А. Мисюрёвым народные устные сказы превосходно передают обаятельный об раз-характер самого народа, сумевшего под ярмом чудовищной эксплуатации, в условиях неслыханных издевательств сохранить живую и прекрасную душу. Из многочисленных штрихов и характе ристик в сказах Западной Сибири скла дывается в сознании читателя единый и цельный коллективный образ народа — умного, сметливого, отважного, сильно го, выносливого, гордого, выше всего ставящего свою свободу и смело борю щегося за освобождение. Во многих ска зах обрисовываются фигуры народных заступников, дерзко бросивших вызов миру насилия и чистогана и вышедших на борьбу за народные интересы. С казы / старых горнорабочих особенно ценны! тем, что показывают нарастание народ-* ного протеста против гнёта. В преда ниях, записанных от крестьян-ямщиков, большой интерес представляет образ Лиханова (или Алиханова) — народного мстителя, грозы купцов и прочих угне-. тателей, благородного «разбойника»,] романтического героя, опоэтизированно-' го народом. С отличной реалистической чёткостью очерчены в сказах героиче ские характеры подлинных героев исто рии, борцов за Советскую власть, ком мунистов и партизан Сибири, сражав шихся против белогвардейцев и кулаков в славные годы гражданской войны. Сказы и предания, записанные А. Ми Ога рёвым, сыграют полезную роль не толь ко внесением новых штрихов в историю, но и своей воспитательной сущностью. Рассказывая о прошлом, сказы и преда ния, записанные А. Мисюрёвым, учат любить родной народ, героев народной борьбы. Книга А. Мисюрёва представляет значительный интерес и как художест венное явление. Это обстоятельство хо чется особенно подчеркнуть, ибо в по следнее время некоторые фольклористы принялись записывать и печатать самые различные устные рассказы, мало забо тясь об их поэтической выразительно сти, забывая о том, что важно не толь ко, что рассказано, но и как, на каком художественном уровне проведён рас сказ. Такие невзыскательные собирате ли засорили жанр сказа внелитератур- ным материалом. Записи А. Мисюрёва резко отличаются от такого рода запи сей. Сказы, записанные А. Мисюрё вым, — это каждый раз вполне закончен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2