Сибирские огни, 1955, № 4
лись от лекций, читавшихся в то время в университетах. Он в своих лекциях, например, подробно излагал историю движения декабристов, особенно выде лял те события прошлого, которые были созвучны современности. Кроме того, он комментировал «запретные» рукопи си и выступал вне университета на сту денческих сходках. Анализируя взгляды Щапова на зна чение тайных обществ в России, выступ ления его в студенческих кружках, П. Кабанов приходит к выводу, что «имеются большие основания говорить о сочувствии и даже о попытках Щапо ва содействовать активной борьбе с пра вительством, которую вела революцион ная разночинная интеллигенция». Заслуживают внимания интересные данные по поводу ссылки Щапова на К. Маркса и его замечания о «невыноси мом положении рабочего класса» в статье «Что такое рабочий народ в Си бири», опубликованной в иркутской га зете «Сибирь». Освещение этих вопро сов было бы ещё более интересным и убедительным, если бы П. Кабанов в своей книге использовал архивные мате риалы из фонда историка и писателя В. И. Вагина, хранящиеся в архиве Ир кутска. «С Щаповым ,— пишет Вагин,— я не говорил о неприятности, полученной тогда из-за его статьи, он тогда уже был очень болен, но от М. В. Загоскина я слышал, что Щапов даже радовался тому, что статья его возбудила неудо вольствие правительства: до такой сте пени силён был в нём дух оппозиции»1. Особый интерес представляет вторая глава книги. В ней освещаются взгляды Щапова на крестьянство и его огромное значение в истории России. Автором подчёркнуто, что учёный правильно оце< нивал грабительский характер реформы 1861 года. П. Кабанов отмечает интерес Щапова к складывающемуся в 60-х годах XIX в. рабочему классу. Заслуживает внимания вывод автора о том, что Щапов «во мно гом правильно подошёл к пониманию классовой основы тогдашнего русского общества», резко критиковал самодер жавие и характеризовал существовав шую в то время политическую 'систему, как классовую и эксплуататорскую. Р а боты Щапова воспитывали у новых по колений ненависть к царизму и призы вали к борьбе с самодержавием. Он был сторонником демократической конститу ции и рассматривал общину как исход ную форму в организации народной жизни. В третьей главе книги П. Кабанова центральное место занимает изложение во многом правильных взглядов Щапова на роль народных масс в истории. 1 ГАИО, ф. 162, on. 1, д. 50, Л. 4. В книге показано, .что Щапов, как и другие просветители, не удовлетворён ный состоянием исторической науки в то время, стремился найти материалистиче ские основы для объяснения обществен ных явлений. Следует, однако, отметить ряд недо статков рецензируемой работы. Переход учёного «на материалистические фило софские позиции» автор неправильно относит к периоду 1859— 1861 годов. Анализ работ Щапова, в частности «Исторических очерков народного миро созерцания и суеверия», показывает, что он материалистически решал основ ной вопрос философии лишь в 1863 го ду, так как этот труд, написанный в 1859 году, был им значительно перера ботан в 1863 году, как это видно из ра бот Н. Аристова и Г. Лучинского. В книге П. Кабанова критике мальту зианства Щаповым незаслуженно отве дено всего семь строк. Этот вопрос нужно было осветить значительно шире. Кри тика мальтузианства в работах Щапова актуальна и в условиях современной борьбы с неомальтузианскими фашист скими идеями американо-английских ра систов. Отметив, что Щапов много внимания уделял, в частности, истории Сибири как обширной и своеобразной области русского государства, автор не пока зал значение его работ по истории Сиби ри, а между тем в этих работах содер жится богатый фактический материал, извлечённый из многочисленных мест ных архивов. Реакционные высказывания А. Му равьёва по поводу работы Щапова «Зем ство и раскол» приписаны М. Муравьёву («Вешателю»), М. Погодин неправильно отнесён к «типичным представителям» буржуазной историографии. Погодин в своих исторических работах и публи цистике отразил интересы и идеологию дворянской монархии. Во время Крым ской кампании и после её окончания он лишь на время отошёл от позиций офи циальной народности. П. Кабанов неправильно считает, что Щапов подлежал ссылке в Соловецкий монастырь. В сборнике документов «Бездненское восстание 1861 года» при ведён документ, в котором сказано: « ...баккалавра же Щапова, согласно вы сочайшему повелению, подвергнуть вра зумлению и увещанию в Бабаевском мо настыре Костромской епархии ...»1. Есть и другие мелкие неточности, тем не менее в целом книга П. Кабанова^, безусловно, заслуживает положительной оценки. А . Гельфман. 1 Сборник документов «Бездненское восста ние 1861 года». Казань, Татгосиздат, 1948, 124 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2