Сибирские огни, 1955, № 4
Неровность в изображении образа большевика Муромцева наблюдается в повести неоднократно. Муромцев появ ляется на собрании бастующих железно дорожных рабочих, выступает на нём — и сразу возникает массовая демонстра ция. Демонстрации возникали иначе, их готовили, и готовили серьёзно. Так на ивно изображать большевиков и методы их работы, конечно, нельзя. Лучше, чем Муромцев, показаны в по вести многочисленные представители бу рятского народа. Отец Соном Чимит, батраки Жамбул, Эрденэ, с одной сто роны, голова народной управы Ванеев, представитель национальной бурятской буржуазии Дагба, с другой, правдиво отражают классовые силы Бурятии того времени. Наиболее характерной фигурой является, безусловно, Дагба. Зажиточ ный скотовод, он является ярким пред ставителем развивавшейся либеральной националистической буржуазии. Если голова Ванеев, опираясь на родовые тра диции, старается закрепить свою власть старыми методами прямого давления на народ, то Дагба ищет иных, более со временных способов. Он лицемерный «друг» всех скотоводов, проповедник единства всех бурят. Ванеев — верный холоп самодержавия, обеспечивающего ему возможность беспрепятственно i гра бить народ. У Дагбы иные замыслы /Под- чинить своему влиянию бурят Д а основе борьбы против русских вообще, а затем создать самостоятельное бурятское бур жуазное государство — таковы его поли тические цели, совпадавшие в основном с реакционными «идеями» сибирских се паратистов. Такого врага, прикрывающе гося личиной друга-соотечественника, узнать не всегда легко, и это хорошо по казано в повести. Героиня повести Соном, которой отво дилась основная роль в повести, пол ностью этой роли не выполняет. Слиш ком уж осложнил автор этот положи тельный образ. Ж елая показать, как проходит в сознании Соном борьба меж ду благотворным влиянием Муромцева и Жамбула и наивной верой в легендар ный солнечный камень, автор явно пре увеличил силу влияния легенды. В ре зультате, Соном, мужественная умная девушка, выросшая под влиянием боль шевиков, так и остаётся до последнего момента поклонницей «солнечного кам ня». Поэтому правдоподобность образа резко снижается, тем более, что в описы ваемый период вообще едва ли много было бурят, всерьёз веривших в реаль ность «камня». Было бы правильнее, использовав ле генду в качестве отправной точки пове сти, избавить Соном от её власти без восхождения на гору. Тем самым попут но сократилось бы и количество ката строфических ситуаций в жизни героини. В погоне за героичностью образа ав тор подвергает Соном в совершенно не умеренных количествах тягчайшим испы таниям. Она последовательно чуть не по гибает от клыков кабана, когтей медве дя, барса, наконец, едва не замерзает на горе Мунку-Сардык во время путешест вия за «солнечным камнем», и всегда от смерти в самый последний момент её спасает какой-нибудь совершенно слу чайно подоспевший друг. Кроме этого, Соном ещё похищает сын головы Ванее ва. Правда, в этом случае Соном спа сается сама, особо хитроумным и едва ли правдоподобным способом. Упрощенчески, лубочно изображены представители самодержавной власти. Пристав бесконечно кричит и бьёт плёт кой по столу, а урядник даже подверга ет порке розгами бедняка бурята без всякой по существу вины, чего буряты просто не допустили бы: чувство соб ственного достоинства было у них очень высоким. Недостатком повести является и слиш ком вольное обращение с историческими фактами. Правильно в общих чертах по казывая общественные отношения эпохи, автор в ряде моментов допускает суще ственные ошибки. Конечно, художествен ное произведение не историческая рабо та. Художник имеет право на домысел, дающий возможность глубже понять сущность тех или иных процессов. Но злоупотреблять этим правом всё же не следует, особенно в ущерб исторической правде в целом. Неправильно изобра жать западных бурят только скотовода- ми-кочевниками. В этой части Бурятии почти все буряты в описываемое время занимались, наряду со скотоводством, также и земледелием. Уже в 1898 году только 5 процентов бурят не имели за пашки. В среднем на бурятское хозяйство приходилось 4 ,8 десятины посева при среднем посеве во всей Сибири 5,3 деся тины. Почти не было здесь и перекочё- вок. Буряты жили в деревянных избах, а, как остаток кочевого быта, в каждом дворе стояла юрта, обычно тоже дере вянная, в которую переселялись летом. Создаётся впечатление, что автор просто смешал восточную и западную Бурятию. Совершенно отсутствует в повести такой важный социальный фактор, как пересе ление, игравшее большую роль для эконо мики как бурят, так и русских старожи лов. Переселенцам отводились земли, на которых искони пасся бурятский скот, отводились земли старожилов. В резуль тате, возникал единый фронт бурят и старожилов против переселенческой по литики правительства. Вообще отноше ния между бурятами и русскими старо жилами были значительно теснее и дру жественнее, чем это показано в повести. Не следовало также изображать пода чу жалобы Куропаткину, как результат личной инициативы Дагбы. С жалобой к Куропаткину в Читу ездила целая де легация хоринских и агинских бурят, и не письмом Ванееву ответил на нее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2