Сибирские огни, 1955, № 4
Книжное обозрение п о в е с т ь НА ИНТЕРЕСНАЮ ТЕМУ Среди многочисленных народов цар ской России одним из самых угнетённых был бурятский народ. Прочные пережит ки родового строя препятствовали раз витию классового сознания бурятских масс. Ложные представления об единст ве интересов всех бурят, разжигаемая родовой знатью неприязнь к русскому народу влекли за собой слабость бурят ской бедноты, приверженность традици ям родовых бытовых отношений, выгод ных для зажиточной верхушки. Но и в этих условиях в жизни народа неуклонно развивался процесс освобож дения от гнёта родовых предрассудков. Хотя и медленно, .но изменялась эконо мика. Значительная часть бурят, особен но в западной части, переходила от коче вого скотоводческого хозяйства к осед лому земледельческому. Вопреки стара ниям родовой знати, богатых скотово дов, шаманов и лам происходило посте пенное сближение между бурятской мас сой и русским крестьянством. Под влия нием русских ссыльных революционе ров в среде бурят появлялось всё боль ше и больше людей, преодолевавших ве ковую отсталость, националистические предрассудки и становившихся на един ственно правильный путь классовой борьбы за свои экономические и полити ческие интересы. Этот интересный и сложный процесс является темой повести А. Кердоды «Дочь степей»1. Отправной точкой пове сти является древняя легенда о «солнеч ном камне» счастья, лежащем на верши не труднодоступной горы Мунку-Сар- дык. При попытке подняться на гору за этим камнем гибнет охотник Гомбо. В день его гибели у него рождается дочь — Соном, по замыслу — основная героиня повести. Осуществить мечту Гомбо и всего бурятского народа — до быть «камень счастья» — цель Соном с первых дней её сознательной жизни. Борьба за достижение этой цели и являет ся основной сюжетной линией повести. Но в действительности не в ней заключает ся то ценное, что удалось показать авто ру. Повесть читается с известным инте ресом потому, что в ней отражена не 1 А. К е р д о д а. Дочь степей. Новосибир ское книжное издательство, 1955 г., 286 стр. мечта о легендарном камне, а реальная жизнь бурятского народа, тяжёлый и сложный путь искания настоящих пугей освобождения от двойного гнёта — цар ского самодержавия и власти родовой знати и развивающейся национальной буржуазии. Время действия повести — конец де вяностых годоз XIX столетия до 1914 го да, т. е. период подготовки революции и самой революции 1905 года и нараста ния нового революционного кризиса. Вместе со всей страной переживала эти события и Бурятия, но переживала своеобразно, в соответствии со своим об щественным и экономическим укладом. Это своеобразие нашло довольно чёткое отражение в повести. На основе исторических фактов (не всегда точно переданных, о чём придёт ся сказать позднее), автор даёт ряд ин тересных образов, бытовых картин, эпи зодов политической и экономической борьбы. По существу, центральной фи гурой является Илья Муромцев, ссыль ный большевик, пропагандист и органи затор революционной борьбы бурят. Нельзя сказать, чтобы этот образ вполне удался автору. Муромцев проводит пра вильную политическую линию, мужестве нен и решителен в действиях, хорошо понимает национальные особенности на рода, среди которого ему приходится ве сти революционную работу. Эти черты его характера показаны довольно хоро шо. Путь, которым Муромцев пришёл в ряды партии большевиков, среда, в ко торой он вырос и развился, — всё это показано вполне убедительно и живо. К сожалению, нередко автор впадает в схематизм и даже ходульность. Трудно, например, поверить, чтобы зрелый рево люционер поступал так, как это делает Муромцев в самом начале повести, по явившись в юрте только что умершего Гомбо. Он сразу же около трупа развёр тывает политическую дискуссию. Это тем более неправдоподобно, что происходит среди бурят, которые в то время по сво им религиозным воззрениям просто не могли бы допустить таких разговоров около покойника. И если учесть, что в другом месте повести Муромцев отказы вается от ловли рыбы, так как это про тиворечило религиозным взглядам бу рят, то бестактность его поведения у те ла Гомбо становится совершенно непо нятной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2