Сибирские огни, 1955, № 4

Книжное обозрение п о в е с т ь НА ИНТЕРЕСНАЮ ТЕМУ Среди многочисленных народов цар­ ской России одним из самых угнетённых был бурятский народ. Прочные пережит­ ки родового строя препятствовали раз­ витию классового сознания бурятских масс. Ложные представления об единст­ ве интересов всех бурят, разжигаемая родовой знатью неприязнь к русскому народу влекли за собой слабость бурят­ ской бедноты, приверженность традици­ ям родовых бытовых отношений, выгод­ ных для зажиточной верхушки. Но и в этих условиях в жизни народа неуклонно развивался процесс освобож­ дения от гнёта родовых предрассудков. Хотя и медленно, .но изменялась эконо­ мика. Значительная часть бурят, особен­ но в западной части, переходила от коче­ вого скотоводческого хозяйства к осед­ лому земледельческому. Вопреки стара­ ниям родовой знати, богатых скотово­ дов, шаманов и лам происходило посте­ пенное сближение между бурятской мас­ сой и русским крестьянством. Под влия­ нием русских ссыльных революционе­ ров в среде бурят появлялось всё боль­ ше и больше людей, преодолевавших ве­ ковую отсталость, националистические предрассудки и становившихся на един­ ственно правильный путь классовой борьбы за свои экономические и полити­ ческие интересы. Этот интересный и сложный процесс является темой повести А. Кердоды «Дочь степей»1. Отправной точкой пове­ сти является древняя легенда о «солнеч­ ном камне» счастья, лежащем на верши­ не труднодоступной горы Мунку-Сар- дык. При попытке подняться на гору за этим камнем гибнет охотник Гомбо. В день его гибели у него рождается дочь — Соном, по замыслу — основная героиня повести. Осуществить мечту Гомбо и всего бурятского народа — до­ быть «камень счастья» — цель Соном с первых дней её сознательной жизни. Борьба за достижение этой цели и являет­ ся основной сюжетной линией повести. Но в действительности не в ней заключает­ ся то ценное, что удалось показать авто­ ру. Повесть читается с известным инте­ ресом потому, что в ней отражена не 1 А. К е р д о д а. Дочь степей. Новосибир­ ское книжное издательство, 1955 г., 286 стр. мечта о легендарном камне, а реальная жизнь бурятского народа, тяжёлый и сложный путь искания настоящих пугей освобождения от двойного гнёта — цар­ ского самодержавия и власти родовой знати и развивающейся национальной буржуазии. Время действия повести — конец де­ вяностых годоз XIX столетия до 1914 го­ да, т. е. период подготовки революции и самой революции 1905 года и нараста­ ния нового революционного кризиса. Вместе со всей страной переживала эти события и Бурятия, но переживала своеобразно, в соответствии со своим об­ щественным и экономическим укладом. Это своеобразие нашло довольно чёткое отражение в повести. На основе исторических фактов (не всегда точно переданных, о чём придёт­ ся сказать позднее), автор даёт ряд ин­ тересных образов, бытовых картин, эпи­ зодов политической и экономической борьбы. По существу, центральной фи­ гурой является Илья Муромцев, ссыль­ ный большевик, пропагандист и органи­ затор революционной борьбы бурят. Нельзя сказать, чтобы этот образ вполне удался автору. Муромцев проводит пра­ вильную политическую линию, мужестве­ нен и решителен в действиях, хорошо понимает национальные особенности на­ рода, среди которого ему приходится ве­ сти революционную работу. Эти черты его характера показаны довольно хоро­ шо. Путь, которым Муромцев пришёл в ряды партии большевиков, среда, в ко­ торой он вырос и развился, — всё это показано вполне убедительно и живо. К сожалению, нередко автор впадает в схематизм и даже ходульность. Трудно, например, поверить, чтобы зрелый рево­ люционер поступал так, как это делает Муромцев в самом начале повести, по­ явившись в юрте только что умершего Гомбо. Он сразу же около трупа развёр­ тывает политическую дискуссию. Это тем более неправдоподобно, что происходит среди бурят, которые в то время по сво­ им религиозным воззрениям просто не могли бы допустить таких разговоров около покойника. И если учесть, что в другом месте повести Муромцев отказы­ вается от ловли рыбы, так как это про­ тиворечило религиозным взглядам бу­ рят, то бестактность его поведения у те­ ла Гомбо становится совершенно непо­ нятной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2