Сибирские огни, 1955, № 4

страсть, — я так была увлечена наукой, что временами забывала даже о любзи. Я думала: вот выйду замуж, и может всё пойти прахом. И я решила: человек не может делить себя — либо нужно от­ даться науке, либо выйти замуж. С боль­ шой мукой я переборола в себе любовь, затратив на это столько сил, сколько от меня не потребовала бы, м ож ет . быть, сама любовь. А, поступив так, я дала себе слово выйти замуж не раньше окон­ чания аспирантуры...». И дальше Мари­ на говорит, что «затянула своё замуже­ ство и поспешила, а, поспешив, ошиб­ лась». Если прочитать только это рассужде­ ние, можно представить, что Марина сухой, рассудочный человек, а на самом деле это обаятельная, увлекающаяся, умная, весёлая женщина. Такой она по­ казана в романе. Ещё более противоречив образ Софьи Великановой. Она почти не действует в романе. Поэтому при характеристике её автор часто прибегает к эпистолярной форме выражения, которой, как уже го­ ворилось, он не овладел. Выпадает из общего реалистического плана романа образ немого Станислава. Автор не пытается вникнуть в его внут­ ренний мир. Рисуя лишь его поступки,— а по поведению это закоренелый зло­ дей, — автор как бы переселяет его из детективного романа, и потому многое, связанное с немым, в романе кажется фальшивым. Не оправданы и врывающиеся вдруг в образную ткань романа канцеляризмы. «За тридцать пять минут Миронов обри­ совал слушателям значение историче­ ской победы советского народа и его союзников над фашизмом, основные со­ бытия международной жизни, внутрен­ нее положение советской страны и до­ вольно подробно рассказал об итогах ра­ боты института и его задачах». Подобных фраз в романе немного, но они не допустимы для взыскательного художника. Необходимо автору ещё серьёзно поработать над диалогом, кото­ рый недостаточно индивидуализирован. Георгий Марков пишет в полную си­ лу, когда герои его находятся в лесу, среди природы, и чувствует некоторую скованность, когда они действуют в го­ родской обстановке. Это может происхо­ дить от недостаточной уверенности в своих силах, от робости перед новым, недостаточно освоенным писателем мате­ риалом. Эту робость Г. Марков должен преодолеть. У него есть все данные, что­ бы создать имеющий большое обще­ ственное значение, увлекательный, вы­ сокохудожественный роман.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2