Сибирские огни, 1955, № 4
страсть, — я так была увлечена наукой, что временами забывала даже о любзи. Я думала: вот выйду замуж, и может всё пойти прахом. И я решила: человек не может делить себя — либо нужно от даться науке, либо выйти замуж. С боль шой мукой я переборола в себе любовь, затратив на это столько сил, сколько от меня не потребовала бы, м ож ет . быть, сама любовь. А, поступив так, я дала себе слово выйти замуж не раньше окон чания аспирантуры...». И дальше Мари на говорит, что «затянула своё замуже ство и поспешила, а, поспешив, ошиб лась». Если прочитать только это рассужде ние, можно представить, что Марина сухой, рассудочный человек, а на самом деле это обаятельная, увлекающаяся, умная, весёлая женщина. Такой она по казана в романе. Ещё более противоречив образ Софьи Великановой. Она почти не действует в романе. Поэтому при характеристике её автор часто прибегает к эпистолярной форме выражения, которой, как уже го ворилось, он не овладел. Выпадает из общего реалистического плана романа образ немого Станислава. Автор не пытается вникнуть в его внут ренний мир. Рисуя лишь его поступки,— а по поведению это закоренелый зло дей, — автор как бы переселяет его из детективного романа, и потому многое, связанное с немым, в романе кажется фальшивым. Не оправданы и врывающиеся вдруг в образную ткань романа канцеляризмы. «За тридцать пять минут Миронов обри совал слушателям значение историче ской победы советского народа и его союзников над фашизмом, основные со бытия международной жизни, внутрен нее положение советской страны и до вольно подробно рассказал об итогах ра боты института и его задачах». Подобных фраз в романе немного, но они не допустимы для взыскательного художника. Необходимо автору ещё серьёзно поработать над диалогом, кото рый недостаточно индивидуализирован. Георгий Марков пишет в полную си лу, когда герои его находятся в лесу, среди природы, и чувствует некоторую скованность, когда они действуют в го родской обстановке. Это может происхо дить от недостаточной уверенности в своих силах, от робости перед новым, недостаточно освоенным писателем мате риалом. Эту робость Г. Марков должен преодолеть. У него есть все данные, что бы создать имеющий большое обще ственное значение, увлекательный, вы сокохудожественный роман.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2