Сибирские огни, 1955, № 4
му-то с таким ожесточением ополчается он против Краюхина и, подписывая ему характеристику, невольно выдаёт с?ои взгляды». «Краюхин — человек неуживчивый и заносчивый. Работая в институте, он третировал научного руководителя — профессора Великанова и своими дей ствиями посеял в дружном коллективе научных работников разноголосицу». Разногласий, споров, исканий больше всего боится Водомеров. Не соглашаться с руководителем работ, по его мнению, означает третировать руководителя. Характерно, что на посылку научно- исследовательской экспедиции Водоме ров соглашается лишь после того, как институт получил запрос обкома партии о перспективах Улуюлья. А главное, чем руководствуется Водомеров, соглашаясь на посылку экспедиции, это возмож ность отдалить назревающий в институ те скандал. Дело в том, что младший научный сотрудник Бенедиктин в статье, опубликованной в «Учёных записках» института, изыскания своей жены Мари ны Строговой выдал за свои. Умело втираясь в доверие, беззастен чиво спекулируя своими фронтовыми заслугами, не останавливаясь даже пе ред присвоением чужой диссертации, Б е недиктин делает карьеру. В затхлой атмосфере застоя, приспособленчества, лести, созданной Водомеровыми и Вели кановыми, появляются и процветают деятели, подобные Бенедиктину. Обстановка в научно-исследователь ском институте отображает борьбу, про исходящую в жизни. Стиль руководства Артёма Строгова смыкается с методами научной работы кабинетных учёных. Стиль Максима — с поисками молодых исследователей, опирающихся в своей работе на знания и опыт местных жите лей. Идея романа глубоко продумана и многосторонне раскрыта автором. Поскольку перед нами первая книга большого труда, давать оценку её худо жественных достоинств преждевременно. Судьба героев в опубликованной книге незавершена. Характеры ещё продол жают формироваться. Однако некоторые замечания -по ком позиции романа, по манере раскрывать внутренний мир, по языку сделать необ ходимо. В первых главах действие развивает ся стремительно, в них по существу про исходят все основные события, дальше экспозиция затягивается, автор увлекает ся пространными разговорами между отдельными героями, мало дополняющи ми их облик. Хорошая глава о приезде Сталина в Сибирь, имеющая непосредственное от ношение к раскрытию идеи романа, была бы гораздо более уместна в начале, чем в конце 1-й части романа, тем более, что в ней упоминается Максим, бывший тогда секретарём Сибирского крайкома комсомола. Напрасно автор увлекается цитирова нием писем, записей, стенограмм, раз говоров по прямому проводу. Письмо Максима, которое Анастасия Фёдоровна извлекает в долгожданную минуту, когда они, наконец, остались одни и радуются, что никто им больше не помешает, появляется не ко вре мени. Письмо Софьи Великановой воспри нимается как информация для читателя. Оговорка «не сердись на меня за то, что я вынуждена многое повторить из того, что тебе известно», не спасает положе ния. К тому же, в письме то и дело встречаются обороты речи, уместные в отчёте, а не в переписке с близким и к тому же любимым человеком: «В противном случае не возникает объ ективной картины», «ты никогда не фор мулировал своих взглядов с такой опре делённостью», «твои бесконечные рас сказы у нас дома о находках охотниками Улуюльского края то золота, то угля, то нефти вовсе не претендовали на обос нование каких-то взглядов...» и т. п. Подмена речи Марины на заседании научного совета института конспектом из её записной книжки воспринимается как стремление автора облегчить себе работу, так же как процитированная на нескольких страницах стенограмма, ис пещрённая канцелярскими оборотами речи. Слишком много места уделяет автор «проблеме» сорокалетия. Есть какая-то искусственность в том, что этот вопрос особенно занимает полную жизненных сил и энергии жену Максима Строгова Анастасию Фёдоровну. Автор прав: не количество лет, которые прожил чело век, а как он воспринимает жизнь, опре деляет его возраст. Но для того, чтобы придти к этому очевидному выводу, не стоило так подробно излагать рассужде ния Анастасии Фёдоровны о том, какие цвета платья можно носить в сорок лет, какие поступки в эти годы считаются предосудительными, от каких привычек с возрастом надо отказаться. Об этом до статочно было сказать мельком, с иро нией, а не делать из этого проблему. Пытаясь раскрыть интимный мир женщин, автор не всегда правильно его трактует, и когда Марина, Софья, Ана стасия Фёдоровна ведут откровенные разговоры, они говорят сухо, холодно, рассудочно. Вот как, например, Марина рассказы вает Софье о своей первой любви. «На третьем курсе, Соня, я встрети л а человека, которого очень полюбила. Его звали Андрей Зотов. Он тоже любил меня и предложил выйти за него замуж. Я чувствовала, что жить без него не могу, но в те дни у меня была другая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2