Сибирские огни, 1955, № 4

метила Юльку и показала на него маме глазами. Обе замолчали. Но Юлька кое- что понял. Он только сделал невинные глаза и, пользуясь случаем, запустил пальцы в сахарницу». Именно «запустил». И. Дворецкий умеет находить такие необходимые слова и выражения, которые вполне точно пе­ редают и общую картину, и характер дей­ ствующих лиц. Ведь и Юльку-то впер­ вые мы встречаем в рассказе в момент, когда он, «ударив одиннадцатиметровый штрафной», «вдребезги» расколотил стекло в широком окне квартиры Мака­ ровых. Не «разбил», а «расколотил». Автор предельно скуп на описания и объ­ яснения. Всё в действии и в движении, как и должно быть в восприятии под­ вижного, здорового, сметливого маль­ чишки. Вот одна из самых драматических сцен рассказа — объяснение родителей: — «Папа идёт!», — закричал ей Юль­ ка, а сам помчался к бабушке. Захлебы­ ваясь от восторга, он в течение минуты успел рассказать ей о путешествии по го­ роду. Потом вспомнил про отца и побе­ жал за ним. Но сразу же вернулся, шё­ потом доложил бабушке. — Стоит с мамой там... Оба блед­ ные и молчат. — Молчат? — тоже шёпотом спросила бабушка. — Ага! — мотнул головой Юлька. Он, секунду подумав, махнул рукой и дело­ вито развязал свёрток с игрушками». Здесь нет ни одного лишнего слова. Всё «стреляет». И снова ещё рельефнее дорисовывает того же нашего любимца Юльку, остающимся самим собой и тог­ да, когда он запускает руку в сахарницу, и тогда, когда в ответственнейшую для себя минуту машет на всё рукой и дело- е и то принимается за игрушки. Это и есть та психологическая правда, которой и до­ бивается всякий автор точно найденным СЛОБОМ. Молодые писатели показали себя как интересные рассказчики. В лучших сво­ их вещах они сумели раскрыть глубокий общественный смысл простых повседнев­ ных дел советского человека; они обна­ ружили и зоркость зрения, и умение пе­ редать оттенки чувств, настроений, мыс­ лей, чтобы раскрыть правду жизни. Это обязывает писателей и впредь быть на уровне своих творческих воз­ можностей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2