Сибирские огни, 1955, № 4
метила Юльку и показала на него маме глазами. Обе замолчали. Но Юлька кое- что понял. Он только сделал невинные глаза и, пользуясь случаем, запустил пальцы в сахарницу». Именно «запустил». И. Дворецкий умеет находить такие необходимые слова и выражения, которые вполне точно пе редают и общую картину, и характер дей ствующих лиц. Ведь и Юльку-то впер вые мы встречаем в рассказе в момент, когда он, «ударив одиннадцатиметровый штрафной», «вдребезги» расколотил стекло в широком окне квартиры Мака ровых. Не «разбил», а «расколотил». Автор предельно скуп на описания и объ яснения. Всё в действии и в движении, как и должно быть в восприятии под вижного, здорового, сметливого маль чишки. Вот одна из самых драматических сцен рассказа — объяснение родителей: — «Папа идёт!», — закричал ей Юль ка, а сам помчался к бабушке. Захлебы ваясь от восторга, он в течение минуты успел рассказать ей о путешествии по го роду. Потом вспомнил про отца и побе жал за ним. Но сразу же вернулся, шё потом доложил бабушке. — Стоит с мамой там... Оба блед ные и молчат. — Молчат? — тоже шёпотом спросила бабушка. — Ага! — мотнул головой Юлька. Он, секунду подумав, махнул рукой и дело вито развязал свёрток с игрушками». Здесь нет ни одного лишнего слова. Всё «стреляет». И снова ещё рельефнее дорисовывает того же нашего любимца Юльку, остающимся самим собой и тог да, когда он запускает руку в сахарницу, и тогда, когда в ответственнейшую для себя минуту машет на всё рукой и дело- е и то принимается за игрушки. Это и есть та психологическая правда, которой и до бивается всякий автор точно найденным СЛОБОМ. Молодые писатели показали себя как интересные рассказчики. В лучших сво их вещах они сумели раскрыть глубокий общественный смысл простых повседнев ных дел советского человека; они обна ружили и зоркость зрения, и умение пе редать оттенки чувств, настроений, мыс лей, чтобы раскрыть правду жизни. Это обязывает писателей и впредь быть на уровне своих творческих воз можностей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2