Сибирские огни, 1955, № 4
ЙОВЫЕ РАССЙАЗЫ чувства. Мы видим, какими вниматель ными ко всему стали эти, полюбившие друг друга, люди, как чутко откликаются они на малейшие душевные движения до рогого им человека, как оберегают его человеческое достоинство. Любовь обо гатила героев, приподняла их в нашем представлении. Таня — повариха. Ей девятнадцать лет. Она охотно готовит пищу на целую бригаду сплавщиков. Но все эти факты ещё ничего не говорят. Мы узнаём о де вушке в весьма простой сцене: «Иногда маленькая Т аня—так её звали здесь—в свободную минуту выходила на берег по глядеть, что делается вокруг. Таня сади лась на траву, и перед ней расстилалось то тихое, лениво-ласковое, то бурное, бе лое от пены, море. Внизу, на плотах работала бригада. Левее торчали из воды остатки старой «Феодосии» — парохода, затонувшего больше тридцати лет на зад... Не раз с безотчётной грустью и не мало дивясь, маленькая Таня раздумы вала о том, что старая «Феодосия» всё ещё продолжает служить людям, что ей, как живому существу, не хочется уми рать». Это уже не простое сообщение о том, чем занимается девушка и сколько ей лет. Это — и поэтическое изображение обстоятельств, в которых она живёт, и воспроизведение мира её чувств и мыс лей, и одновременно выражение любов ного отношения к ней самого автора, — словом, цельная картина, позволяющая нам затем поверить, что у такого суще ства, хотя и маленького и скромного, но с большим «чувством нежности» к сво- •им подопечным — сплавщикам и с пере полняющим её желанием риска, смелого действия, не может быть любви простень кой, мелкой, примитивно-обыденной. Об нял её, было, плотовщик, но получил такой отпор, что у него и руки опусти лись. Привлекает в рассказе правда чувств, естественность, лиризм повество вания, его радостно-приподнятый тон, обусловленный светлой верой в чело века. В рассказе «Страницы дневника» И. Дворецкий пользуется тем же мето дом, но не достигает цели. Недоговорён ности и намёки превращаются в нём в затянувшуюся игру. Читатель долгое время не может понять, что за таинствен ная незнакомка появилась где-то на бере гах далёкого Байкала и самозабвенно от далась библиотечной работе. Наконец, становится ясным, что молодая женщи на пожертвовала своим счастьем, своей любовью во имя сохранения другой, чуть было не разрушившейся из-за неё семьи. Всё это, быть может, и верно, благород но, возвышенно, гуманно, а поверить и увлечься героями рассказа не хочется. Дело в том, что они оказались у И. Дво рецкого слишком засахаренными, при думанными. Очень скоро в бухте Песчаной только что приехавшая Гараева стала «для всех своя»; певунья Светлана, несмотря ни на что, «всё равно миленькая»; некрасивый Николай Николаевич, директор клуба, «человек добрый и отзывчивый»; водолаз Кирилл Владимирович Ознобкин, винов ник благополучного исхода драмы, ко нечно же, человек «сильный и уравнове шенный», «упрямый и настойчивый». Рассказ^ кончается праздничной сценой— встречей нового года: «Впрочем, я не помню, что делала, что переполняло ме ня всю. Грянул вальс... «Включимся?»— спросил Кирилл Владимирович. Я поло жила ему руку на плечо, и мы закружи лись. Вальс длился бесконечно». Если в рассказе «Полноводье» собы тия развиваются естественно и трудно усомниться в их естественности1— так просты они, — то в этом рассказе остро та основной ситуации заслонила всё, и как бы ни старался писатель устроить судьбу своей героини (полюбила друго го), она интересует нас тем меньше, чем больше мы убеждаемся, что для Гарае вой это трудное испытание прошло поч ти бесследно. Создалось ощущение, что герои рассказа замечательны, даже пре восходны не сами по себе, а лишь в ка честве выполняющих роль благородных, положительных людей, несмотря на не которые их недостатки. Автор раскрасил, а не раскрыл нам их живые черты. Он явно переложил пряностей, стремясь во что бы то ни стало к благополучному концу. В рассказе главенствует авторский произвол, согласно которому героиня, опечаленная разрывом с любимым чело веком, вдруг заговорила, что ей «радост но от того, что так много людей вокпуг». И, хотя мы читаем её дневник, содержа щий в себе, как и в некоторых рассказах Н. Дементьева, немало метких деталей, уловить истинный характер этой тридца- тилетней женщины, понять существо её драмы не можем. Возникает сомнение: да и так ли глубока её драма, как пона чалу показалось? Поэтичность рассказа И. Дворецкого «Юлька» как раз в том, что всё в нём правдиво и естественно, отсутствует на рочитость, авторский произвол. Юлька нигде не фальшивит. Он при влекателен своим отчётливо складываю щимся характером мальчика наблюда тельного, открытого, с детской хитрецой и милой лукавинкой: «Ладно, не хотите объяснить—разберусь сам!» Его родите ли как-то не поладили, и Юлька рос без отца. Что бы мальчику не говорили, от чего папа не живёт вместе с ними, он уже понимал: «Враньё, что-то знают и не гог ворят». Индивидуальное и весьма харак терное в образе этого мальчугана возни кает в нашем представлении сразу же, как только заговорит он сам, или что- либо скажет о нём автор. «Ты любишь его. — сказала бабушка маме. Она хотела что-то добавить, но за- 1 1 =»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2