Сибирские огни, 1955, № 4
Надя плакала оттого, что её, некраси вую, никто не полюбит, как уже полюби ли её подругу Таню. Счастливая Таня, как умеет, утешает её: — Ты же прекрасная!.. Ты станешь знаменитая-знаменитая, и все будут гово рить: «это Белосельская меня вылечи ла!». И тут же без малейшего перехода и не в первый раз автор замечает всё того же чёрно-белого кота на окне, который «бы стро мотал головой сверху вниз, стараясь рассмотреть пролетавшие мимо окна кап ли дождя». Такая деталь по сути своей случайна, а обилие таких случайных де талей заслоняет главную мысль произве дения, мельчит её. Н. Дементьеву с его даром острой наблюдательности необхо димо стремиться к деталям крупного смыслового значения. И только на этом пути он достигнет подлинной типизации характеров. Сейчас же мелочность, дроб ность и обилие таких лишних деталей приводит писателя к скольжению по по верхности, без проникновения в сущест во характеров своих героев. Так, собст венно, и получилось в рассказе «Дож дик». Казалось бы, в рассказе «Наша лю бовь» налицо тот же подкупающий ли ризм, та нш естественность интонаций. «Ты знаешь, Оля, за кого я замуж вы шла? Скажу, не поверишь: за Володю Рябинина. Честное слово!» — так начи нается этот рассказ. Но, дочитывая его, начинаешь понимать, что непосредствен ность эта не более как искусное умение перевоплощаться. Девушка торопливо, не переводя дыхания, рассказывает по друге о перепитиях своей первой любви. В рассказе, как и в «Дождике», немало ярких и точных деталей, передающих не которые особенности характера героини, её восприятия окружающего. Однако всё это касается преимущественно явлений поверхностных, не затрагивающих всей глубины характера девушки. Тоня, не напрягаясь, работала, безза ботно веселилась. Смешно влюбился в неё «невзрачный» Володя Рябинин, а ей больше нравился «видный» Игорь Смир нов. А когда Володя оказался хорошим производственником и верным товари щем, стала дружить только с ним. Автор хотел показать милую современную де вушку, хотел заставить нас, полюбить её, а впечатление создаётся такое, что То ня — девушка легкомысленная, недалё кая, грубоватая в своих чувствах. Мы узнаём о тех или иных событиях её жизни, а что происходило на самом де ле в её душе под влиянием проснувшейся любви к Володе, что она действительно пережила, — об этом автор ни словом не обмолвился. Оказалось всё чрезвычай но просто: вначале нравился «видный», потом вдруг стал нравиться «невзрач ный». Именно вследствие этого «наша любовь» выглядит какой-то лёгонькой, бедненькой, пустенькой, а, следователь но, и назвать её «нашей» трудно, более того — невозможно. Так, хорошая живость и непосредст венность изложения, тщательное выпи сывание мелочей и частностей заслонило главное — истинный характер героя, ис казило авторскую мысль. По существу Н. Дементьев нашёл по ка лишь один характер советской девуш ки, наиболее полно раскрытый им в рас сказе «Первое письмо». В других же рассказах главные герои — Катя, Тоня, Аня — не более как вариант всё той же Тани с большим или меньшим отклоне нием, в зависимости от обстоятельств. Отсутствие резких, броских красок, полутона, лёгкие, едва заметные перехо ды от света к тени, — особенность твор ческого почерка И. Дворецкого. Иногда у него недоговорённость, новый какой- нибудь побочный штрих в общей картине значит больше, чем ясно произнесённая фраза, безусловная в своей определённо сти. Он как раз стремится не к изобра жению частностей, а к воспроизведению целостной картины, где отдельный ма зок, быть может, иногда и грубоват, но зато вся она заражает читателя опреде лённым настроением, заставляет подчи ниться тому строю чувств и мыслей, ко торый был свойственен его героям в тех или иных обстоятельствах. Так написан самый большой рассказ «Полноводье», давший название всему сборнику. Девушка только-только разобралась в своих чувствах, и тут — удар: он её не любит. Она не видит никакого выхо да, решительно не знает, как жить дальше, как она справится со своим го рем. Это неумение и нежелание спра виться со своим чувством, покор ность, с которой она отдалась горю, делают образ человечным, очень правди вым и внутренне красивым. -Здесь лю бые, пусть весьма справедливые по мыс ли слова о том, что необходимо как-то противиться этому горькому чувству оди ночества, не унывать, прозвучали бы фальшиво. Они немедленно разрушили бы наше представление о человеке, про стом и искреннем, не умеющем ни при творяться, ни тем более лгать, лгать са мому себе. В образе Маши, нарисован ном И. Дворецким, нет определённости, дотошной ясности, мы лишь всем серд цем ощущаем её рану, её боль, и тут же замечаем, что жизнь вокруг неё попреж- нему молодо и радостно бушует, а сама она на наших глазах стала взрослее и глубже, как индивидуальный, своеобраз ный характер. В чбольшом личном горе она прежде всего подумала о людях. Источник нашей веры в неё, в её силы и разум — это любовь к людям, окраши вающая весь рассказ. В этом же плане примечателен и рас сказ «В новую дорогу», по теме напоми нающий рассказ Н. Дементьева «Наша любовь». При всех недостатках в нём — поэзия возникновения первого большого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2