Сибирские огни, 1955, № 4

К р и т и к а и б и н. яиовский Новые рассказы В прошлом году вышли две книги пер­ вых рассказов молодых писателей Н. Де­ ментьева «Первое письмо» (Новосибирск) и И. Дворецкого «Полноводье» (Ир­ кутск). Авторы разные, но объединяет их одно стремление — раскрыть внут­ ренний мир человека в самых сокровен­ ных, подчас еле уловимых его проявле­ ниях, показать нашего советского чело­ века таким, каким он есть — морально чистым, жизнедеятельным, духовно кра­ сивым. Причём авторы отнюдь не пыта­ ются создать идеалы, образцы, своеобраз­ ные эталоны прекрасного человека ,— в своих лучших рассказах они лишь правдиво рисовали нашу жизнь, отбирая в ней самое характерное и значитель­ ное. Таково, весьма общее, первое впечат­ ление от этих рассказов. Это не значит, однако, что все они равноценны. Каж­ дый писатель по-своему подходит к ре­ шению идейно-худоягественной задачи, у каждого свои достоинства, но и свои не­ достатки. Сюжеты большинства рассказов Н. Дементьева и И. Дворецкого просты и касаются самых обыденных жизненных явлений. Девушка вдруг поняла, что она любит своего давнего хорошего друга. Он же, как скоро она заметила, любит другую, более того ,— назначен и день их свадь­ бы. Что же ей остаётся делать? («Полно­ водье» И. Дворецкого). Или ещё: молодой инженер, почти де­ вочка, отправляется после окончания ин­ ститута на свою первую работу. Каза­ лось, всё хорошо. Но как тяжело убе­ диться, что нет у тебя ни сноровки, ни опыта, ни авторитета. И вот наступил день, когда девушка-инженер получает, наконец, первое «боевое крещение». Она стала нужным и необходимым здесь че­ ловеком. Только после этого она смогла написать правду о себе в первом письме домой («Первое письмо» Н. Дементьева). На такой незамысловатой основе дер­ жался эта произведения. В чём ж е се­ крет их обаяния? Отсутствие внешней занимательности не мешает им быть ин­ тересными, поэтическими. Авторы сосре­ доточили внимание читателя не на эф­ фектах внешнего порядка, а на изображе­ нии, подчас, противоречивых и незамет­ ных движений в сознании, в душе чело­ века. В выявлении, в раскрытии характе­ ра героев в действиях, поступках, в пове­ дении — главное в этих рассказах. Р а з ­ витию и углублению характеров подчи­ нены все эпизоды, весь тон повествова­ ния. Такое отношение к выбору сюжета нельзя считать универсальным, но оно выгодно аттестует молодых авторов: они не боятся трудностей на этом пути. Сколько бы мы ни говорили, что для создания рассказов нет рецептов, однако одно непременное условие для подавляю­ щего числа истинно образцовых расска­ зов существует. Это — наличие в расска­ зе характера. Глубиною типизации ха­ рактера человека определяется в конеч­ ном счёте качество рассказа. Это поло­ жение вряд ли необходимо доказывать. Рассказ Н. Дементьева «Первое пись­ мо» тем, собственно, и хорош, что в нём всё подчинено раскрытию характера главной героини — молодого инженера, находящего своё место на производстве. Уже с первых её слов становится понят­ ным: девушка эта общительная, весёлая, беспокойная, а в>выражении своих чувств — прямая и непосредственная. И пере­ даётся это не только тем, ч т о она гово­ рит в это время или думает, но и тем, к а к она это делает: «В купе у нас, как нарочно, собрались все вроде меня: вы­ пускники вузов, едущие на работу. И та­ кая весёлая компания образовалась! Ели все вместе и у кого что повкуснее. Ма­ мино варенье съели в первую очередь. Песни пели, дурачились. На станциях выходили. О работе мечтали-думали. Не заметила, как приехала, и расставаться жалко. И адресов ещё ни у кого нет, не­ известно, куда и писать». Молодой автор хорошо понимает, что художественная деталь, особая интона­ ция, передающая настроение и пережи­ вания героя, создающая внутреннюю по­ этичность произведения,— наиболее дей­ ственная особенность искусства ■слова. Его рассказы вследствие этого мы вос­ принимаем н е одним рассудком ,— омм, прежде всего, воздействуют на чувство. В рассказе «Первое письмо» автор за ­ ставил нас жить делами, заботами, опа­ сениями и радостью начинающего инже­ нера Тани. Вот её провожает мама, и ей немного взгрустнулось. Вот она в поез­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2