Сибирские огни, 1955, № 4
К р и т и к а и б и н. яиовский Новые рассказы В прошлом году вышли две книги пер вых рассказов молодых писателей Н. Де ментьева «Первое письмо» (Новосибирск) и И. Дворецкого «Полноводье» (Ир кутск). Авторы разные, но объединяет их одно стремление — раскрыть внут ренний мир человека в самых сокровен ных, подчас еле уловимых его проявле ниях, показать нашего советского чело века таким, каким он есть — морально чистым, жизнедеятельным, духовно кра сивым. Причём авторы отнюдь не пыта ются создать идеалы, образцы, своеобраз ные эталоны прекрасного человека ,— в своих лучших рассказах они лишь правдиво рисовали нашу жизнь, отбирая в ней самое характерное и значитель ное. Таково, весьма общее, первое впечат ление от этих рассказов. Это не значит, однако, что все они равноценны. Каж дый писатель по-своему подходит к ре шению идейно-худоягественной задачи, у каждого свои достоинства, но и свои не достатки. Сюжеты большинства рассказов Н. Дементьева и И. Дворецкого просты и касаются самых обыденных жизненных явлений. Девушка вдруг поняла, что она любит своего давнего хорошего друга. Он же, как скоро она заметила, любит другую, более того ,— назначен и день их свадь бы. Что же ей остаётся делать? («Полно водье» И. Дворецкого). Или ещё: молодой инженер, почти де вочка, отправляется после окончания ин ститута на свою первую работу. Каза лось, всё хорошо. Но как тяжело убе диться, что нет у тебя ни сноровки, ни опыта, ни авторитета. И вот наступил день, когда девушка-инженер получает, наконец, первое «боевое крещение». Она стала нужным и необходимым здесь че ловеком. Только после этого она смогла написать правду о себе в первом письме домой («Первое письмо» Н. Дементьева). На такой незамысловатой основе дер жался эта произведения. В чём ж е се крет их обаяния? Отсутствие внешней занимательности не мешает им быть ин тересными, поэтическими. Авторы сосре доточили внимание читателя не на эф фектах внешнего порядка, а на изображе нии, подчас, противоречивых и незамет ных движений в сознании, в душе чело века. В выявлении, в раскрытии характе ра героев в действиях, поступках, в пове дении — главное в этих рассказах. Р а з витию и углублению характеров подчи нены все эпизоды, весь тон повествова ния. Такое отношение к выбору сюжета нельзя считать универсальным, но оно выгодно аттестует молодых авторов: они не боятся трудностей на этом пути. Сколько бы мы ни говорили, что для создания рассказов нет рецептов, однако одно непременное условие для подавляю щего числа истинно образцовых расска зов существует. Это — наличие в расска зе характера. Глубиною типизации ха рактера человека определяется в конеч ном счёте качество рассказа. Это поло жение вряд ли необходимо доказывать. Рассказ Н. Дементьева «Первое пись мо» тем, собственно, и хорош, что в нём всё подчинено раскрытию характера главной героини — молодого инженера, находящего своё место на производстве. Уже с первых её слов становится понят ным: девушка эта общительная, весёлая, беспокойная, а в>выражении своих чувств — прямая и непосредственная. И пере даётся это не только тем, ч т о она гово рит в это время или думает, но и тем, к а к она это делает: «В купе у нас, как нарочно, собрались все вроде меня: вы пускники вузов, едущие на работу. И та кая весёлая компания образовалась! Ели все вместе и у кого что повкуснее. Ма мино варенье съели в первую очередь. Песни пели, дурачились. На станциях выходили. О работе мечтали-думали. Не заметила, как приехала, и расставаться жалко. И адресов ещё ни у кого нет, не известно, куда и писать». Молодой автор хорошо понимает, что художественная деталь, особая интона ция, передающая настроение и пережи вания героя, создающая внутреннюю по этичность произведения,— наиболее дей ственная особенность искусства ■слова. Его рассказы вследствие этого мы вос принимаем н е одним рассудком ,— омм, прежде всего, воздействуют на чувство. В рассказе «Первое письмо» автор за ставил нас жить делами, заботами, опа сениями и радостью начинающего инже нера Тани. Вот её провожает мама, и ей немного взгрустнулось. Вот она в поез
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2