Сибирские огни, 1955, № 4

Рассказчик смочил горло холодным чаем, поправил под собою дошку, свёр­ нутую комом, и заговорил медленно и ещё более грустно. Он рассказывал, что на другой год по тайге прошёл страш­ ный мор. Это было немного раньше восьмидесятых годов прошлого столе­ тия. У чумов валялись трупы оленей, по­ гибли звери и птицы. Леса на огромном пространстве оказались опустошёнными. Эвенки бежали с насиженных мест в да­ лёкие соседние районы. В пути падали последние олени, терялись люди, жире­ ли собаки, вороньё. Трифоновы уходили за Становой. От стариков они слышали, что за хребтом есть река Эникан1, бога­ тая рыбой, зверем. Нужно было перева­ лить большие горы. Но где найти, пере­ вал? Везде проходы завалены россыпя­ ми, сдавлены скалами и крепко заплете­ ны стлаником. Шли наугад, питались травой, корнями. Отец заболел и остал­ ся на реке Мулам, где пал последний олень. Семья ушла, не дождавшись раз­ вязки. Старику оставили последний ку­ сок самула2, половину сыромятной узды от павшего оленя да на три дня запасли дров для костра. Не оставила хозяина и старая собака. Что случилось с ними — никто не узнал. На второй день на по­ ляне, где бросили отца, уже не дымился костёр. Не догнала семью и собака. Уликиткан с матерью и сестрой, после долгих поисков прохода, всё же вышли з а хребет... — Тогда только я и перевалил Ста­ новой, это было шибко давно, — продол­ жал рассказывать Семён Григорьевич, напрягая свою память. ■— Когда мы вы­ шли за хребет, в это время сохатый те­ рял жир3, там нашли много мангесун4, хорошо кушали, только это и помню, а где лежит перевал — совсем забыл. Не думал остаться живым, смерть так дер­ ж ала меня, — и он, растопырив руки, словно коршун крылья, впился костля­ выми пальцами в свои сухие бока. — Так крепко! Она хотела меня кончать, а я не хотел, ходил дальше. Спустились к Эникану — увидели след кабарги, сдела­ ли там каменный балаган и начали опять жить... Старик заметно уставал. Голос ето всё чаще обрывался, а раздумье было более глубоким. Но, передохнув, Семён Гри­ горьевич снова начинал рассказ о том, что горе, перенесённое эвенкийской семьёй через Становой, ещё долго про­ должало жить с ней в каменном балага­ не. Не было оленей, одежды, припасов, даже куска ремня, из которого можно было бы сделать тетиву для лука-само­ стрела. И всё же тринадцатилетний Уликиткан не сдался. Началась длитель- 1 Э н и к а н —мать, так назы вал ась у овен- ков тогда Зея. 2 С а м у л — сухая кровь . 3 Сохатый т ер я е т жир во второй половине сентября в период гона. 4 М а н г е с у н — лук. ная борьба за жизнь, за кусок мяса и шкуру. В лесу появились кабарожьи ло­ вушки, пасти1 на зайцев. В реке семья добывала рыбу. Но Уликиткан был ещё слишком молод, чтобы противостоять нужде. Не выдержал. Трифоновы ушли в батраки к кулаку Сафронову, занимав­ шему тогда своим трёхтысячным стадом оленей верховья Маи с её притоками: Чайдах, Кукур и Кунь-Маньё. —Стадо пасли на Большом Чайда- хе, — продолжал старик после очеред­ ной паузы. —• Однажды я нашёл след, долго смотрел и думал: это какой люди тут ходи? Раньше такой след не видел? Мать сказала: «Тут лючи был, его носит такой большой олочи2, тяжёлый, как зимняя котомка». Через день лючи при­ шёл в наш чум с проводником. Он золо­ то искал. «Ты что так смотришь на ме­ ня?» — спросил он. «Моя раньше лючи не видал». «Понравился?» «Нет, — го­ ворю. — Твоё лицо совсем другое, узкое, всё равно что у лисы, нос острый, — од­ нако шибко мёрзнет зимой, а глаза круглые, как у филина. Ты должно, пло­ хо днём видишь. Твоя люди некраси­ вый». — Лючи смеялся. Он хороший был человек. Его палатка долго стояла рядом с нашим чумом. Он говорил мне, что да­ леко внизу по З ее есть большой стойби­ ще, там люди золото копают, шибко звал меня туда. Да как ходить без своих оле­ ней. Бедняку и хорошая тропа — хуже болота... — Три года пасли оленей. Стадо раз­ рослось, работы было много. Но скоро умерла мать. Тогда говорили, что пропа­ дает только тело, а душа кочует в дру­ гой мир и там ждёт. Когда тела не ста­ нет, она вернётся на землю и поселится в бальдымакту3. По тогдашнему обычаю покойника лабазили или клали в долб­ лёное корыто и поднимали высоко на де­ ревья. Люди не должны были оставаться жить в таких местах, нельзя было сво­ им присутствием беспокоить покойника. Мы с сестрой собрали оленей и ушли со стадом на Кукур, к хозяину Сафронову. «Я больше работать не могу, нас оста­ лось двое, стадо большое, силы не хва­ тает, давай расчёт», — сказал я. «Какой тебе расчёт? Будем стадо считать, потом посмотрим, кто кому должен». Считали. Он говорит: «Тебе за работу надо отдать тридцать оленей. Верно?» «Верно». «Ты потерял моих пятьдесят, верни двадцать или отработай». «Как так, стадо наполо­ вину больше стало, почему обманыва­ ешь?» «Не могу считать молодой олень, так мы не договорились». Долго спорили, напрасно пальмой4 воду рубили. Волк от голоду воет, а ку­ 1 П а с т ь — ловуш ка из бревён. 2 О л о ч и — лёгкая летняя обувь из лоси ­ ны. 3 Б а л ь д ы м а к т а — новорождённый 4 П а л ь м а — длинный нож с метровой деревянной ручкой, заменяющий тогюр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2