Сибирские огни, 1955, № 3
бой межи и до поющего в ночной тиши о счастье соловья. Есть здесь и прямо заимствованные образы: «приласкай, приголубь, обними». Холодной рукой сделаны строки пес ни «В краю берёзок и черёмух». Здесь просто зарифмовано несколько фраз, ни чем не связанных между собою, не со гретых ни чувством, ни мыслью. Автор утверждает, например, что таёжная сто ронка цветёт «в краю берёзок и черё мух, над горной светлою рекой, над тро пинкою знакомой, среди ромашки поле- вой(?!)». В песне собран воедино ряд случайных образов: кружит река, живёт девчонка, плывёт вечер, звенят кузнечи ки, а лирический герой, продираясь сквозь поэтические тернии, просит тропу вести его к любимой. Кстати, эта самая тропа кочует у В. Пухначёва по плохим песням. В «Дорожке» влюблённая пара ходит «стёжкою одной». На «голубую межу» зовёт любимого девушка в песне «Вый ди, милый». С риторическим вопросом «З р я ли тропку я торил?» обращается автор в лирической песне «Ты подумай хоть немножко». О невзыскательности автора говорит и песня «Возвратился пограничник». Написанная на многократно использо ванный сюжет, она не содержит свежих мыслей, ярких художественных образов, прозаична. Автор многословно расска зывает, как выбирал себе профессию в колхозе демобилизованный погранич ник. Он отвергает предложения стать полеводом, садоводом, пчеловодом... Ему по душе профессия комбайнера. Возразить против этого трудно, однако число предложений можно либо увели чить, либо с о “ атить, а на песне это ни как не отразится. Любая из строф без болезненно может быть изъята из тек ста, хотя известно, что из настоящей песни слова не выкинешь. Порой художественность, образный строй песни подменяются у Пухначёва голой риторикой. В песнях высказыва ются правильные положения, верные мысли, бесспорные истины. Всё это под чинено определённому размеру. Концы строк рифмуются. Автор называет подоб ное произведение песней, но оно так ж е далеко от поэзии, как далека газетная статья. В некоторых случаях в одном произ ведении сочетаются подлинно поэтичные строфы с сухой, невыразительной, не вызывающей никаких эмоций ритори кой. Возьмём, например, песню «Смотрю я на тебя, товарищ» (музыка А. Нови кова). Вот две первые её строфы: Смотрю я на тебя, товарищ, Нет, не сломили нас суровые года! И только седина, ка к отблеск их пожарищ. На волосы твои до времени легла. Мы многое с тобой видали... Какие ветры не встречали нас?!. И если в невозможном побеждали, То что пред нами устоит сейчас! ^ Простые, выразительные и свежие образы, сравнении, насыщенные боль шим мужественным чувством дружбы. А вот вторая часть стихотворения: Мы полны сил. Нас нет счастливей. В какое время нам с тобой творить и жить1 И Родину свою — Советскую Россию — Сильнее жизни всей лелеять и любить! Мы полны веры в наше дело. Пред нами даль в грядущее ясна(?). Дай руку, друг! Пойдём к победам смело, Чтоб жизн ь была прекрасного полна(?) Это уже не поэзия. Нет в этих стро ках поэтической правды, они не волну ют, не доставляют эстетического на слаждения. Такие стихи не спасёт и самая хорошая музыка. Сборник песен В. Пухначёва убеди- тельйо свидетельствует, что автор имеет всё необходимое для создания полно ценных, художественных песен. Но следует пожелать поэту: поменьше то ропливости в творчестве, иоболыне взы скательности к себе. В. Пухначёв дол жен полностью отказаться от использо вания штампованных заготовок, от хож дения по торным тропам. Лишь при этом условии голос поэт'а-песенника зазвучит в полную силу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2