Сибирские огни, 1955, № 3

бой межи и до поющего в ночной тиши о счастье соловья. Есть здесь и прямо заимствованные образы: «приласкай, приголубь, обними». Холодной рукой сделаны строки пес­ ни «В краю берёзок и черёмух». Здесь просто зарифмовано несколько фраз, ни­ чем не связанных между собою, не со­ гретых ни чувством, ни мыслью. Автор утверждает, например, что таёжная сто­ ронка цветёт «в краю берёзок и черё­ мух, над горной светлою рекой, над тро­ пинкою знакомой, среди ромашки поле- вой(?!)». В песне собран воедино ряд случайных образов: кружит река, живёт девчонка, плывёт вечер, звенят кузнечи­ ки, а лирический герой, продираясь сквозь поэтические тернии, просит тропу вести его к любимой. Кстати, эта самая тропа кочует у В. Пухначёва по плохим песням. В «Дорожке» влюблённая пара ходит «стёжкою одной». На «голубую межу» зовёт любимого девушка в песне «Вый­ ди, милый». С риторическим вопросом «З р я ли тропку я торил?» обращается автор в лирической песне «Ты подумай хоть немножко». О невзыскательности автора говорит и песня «Возвратился пограничник». Написанная на многократно использо­ ванный сюжет, она не содержит свежих мыслей, ярких художественных образов, прозаична. Автор многословно расска­ зывает, как выбирал себе профессию в колхозе демобилизованный погранич­ ник. Он отвергает предложения стать полеводом, садоводом, пчеловодом... Ему по душе профессия комбайнера. Возразить против этого трудно, однако число предложений можно либо увели­ чить, либо с о “ атить, а на песне это ни­ как не отразится. Любая из строф без­ болезненно может быть изъята из тек­ ста, хотя известно, что из настоящей песни слова не выкинешь. Порой художественность, образный строй песни подменяются у Пухначёва голой риторикой. В песнях высказыва­ ются правильные положения, верные мысли, бесспорные истины. Всё это под­ чинено определённому размеру. Концы строк рифмуются. Автор называет подоб­ ное произведение песней, но оно так ж е далеко от поэзии, как далека газетная статья. В некоторых случаях в одном произ­ ведении сочетаются подлинно поэтичные строфы с сухой, невыразительной, не вызывающей никаких эмоций ритори­ кой. Возьмём, например, песню «Смотрю я на тебя, товарищ» (музыка А. Нови­ кова). Вот две первые её строфы: Смотрю я на тебя, товарищ, Нет, не сломили нас суровые года! И только седина, ка к отблеск их пожарищ. На волосы твои до времени легла. Мы многое с тобой видали... Какие ветры не встречали нас?!. И если в невозможном побеждали, То что пред нами устоит сейчас! ^ Простые, выразительные и свежие образы, сравнении, насыщенные боль­ шим мужественным чувством дружбы. А вот вторая часть стихотворения: Мы полны сил. Нас нет счастливей. В какое время нам с тобой творить и жить1 И Родину свою — Советскую Россию — Сильнее жизни всей лелеять и любить! Мы полны веры в наше дело. Пред нами даль в грядущее ясна(?). Дай руку, друг! Пойдём к победам смело, Чтоб жизн ь была прекрасного полна(?) Это уже не поэзия. Нет в этих стро­ ках поэтической правды, они не волну­ ют, не доставляют эстетического на­ слаждения. Такие стихи не спасёт и самая хорошая музыка. Сборник песен В. Пухначёва убеди- тельйо свидетельствует, что автор имеет всё необходимое для создания полно­ ценных, художественных песен. Но следует пожелать поэту: поменьше то­ ропливости в творчестве, иоболыне взы­ скательности к себе. В. Пухначёв дол­ жен полностью отказаться от использо­ вания штампованных заготовок, от хож­ дения по торным тропам. Лишь при этом условии голос поэт'а-песенника зазвучит в полную силу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2