Сибирские огни, 1955, № 3
Л. КИ ТАЙ Н И К , К . Н ЕМ И РА Песни родного края Ни одно литературное или музыкаль ное произведение не может сравниться по широте распространения с хорошей песней. В современных песнях находят отражение важнейшие события в жизни страны, раскрываются характеры, чув ства и мысли советских людей. И вдох1 новенный труд поэта-песенника служит огромному делу, удовлетворяя эстетиче ские запросы миллионов. Много работает в области песенного творчества поэт-новосибирец Василий Пухначёв. Ещё в годы Великой Отече ственной войны пользовались популяр ностью некоторые созданные им в со дружестве с рядом композиторов патрио тические песни. Большинство стихов-пе сен написано им в послевоенные го ды . ' Лучшие песни с текстами В. Пухначёва прочно утвердились в репертуаре круп нейших исполнительских коллективов. В. Пухначёв стремится итти в своём творчестве в ногу с жизнью. Он откли кается и на строительство первой гидро электростанции на Оби, и на приезд в сибирские колхозы механизаторов Юга, и на всенародное движение за мир, и на освоение целинных и залежных земель... Ряд песен, созданных поэтом сов местно с композиторами В. Левашовым, Г. Максимовым и А. Новиковым, вошли в сборник, выпущенный в прошлом году Новосибирским книжным издательством '. В этой книге помещены двадцать две песни — стихи и ноты. Не касаясь му зыкальной стороны, требующей специ ального анализа, мы остановимся на по этической части сборника. Включённые в книгу стихи-песни позволяют составить достаточно ясное представление о твор ческом лице В. Пухначёва, выяснить сильные и слабые стороны его произве дений. Нам кажется, что определяющим в песнях В. Пухначёва является привер женность его к теме родного края. Си бирь с её огромными просторами и неис черпаемыми богатствами недр привлека ет внимание автора. Но не природа сама по себе составляет основу содержания песен, — поэт воспевает советских лю 1 в. П у х н а ч ё в . Песни. Новосибирское книжное издательство, 1954 г., стр. 112. дей, их труд. Он рассказывает о боль ших переменах в жизни сибиряков, пе ременах, вызванных бурным ростом ин дустрии, новым расцветом колхозного строя. Эта тема пронизывает песенное творчество В. Пухначёва. Вряд ли найдётся сейчас профессио нальный народный хор или самодеятель ный коллектив в Сибири, который бы не исполнял песни «Над широкой Обью» (музыка В. Левашова). Часто разносит радио знакомые всем слова: Над широкой Обью Бор ш умит зелёный, Над широкой Обью Чайки день-деньской, В стороне сибирской Песни Волго-Дона Породнились с песней О волне обской... Образный, поэтичный текст хорошо лёг на музыку — раздольную, напев ную, с чётким мажорным ритмом. Автор подчеркнул в песне идею большой тру довой дружбы советских людей, идею преемственности трудовой доблести и славы. Он нашёл убедительную форму для того, чтобы взволнованно рассказать о посланцах Волго-Дона, приехавших на строительство новой гидростанции, о ра стущих на Оби плотинах и будущем си бирском море. Текст песни «Над широкой Обью» имеет самостоятельное значение как по этическое произведение. В этом стихо творении много удачных и ярких обра зов, начиная с образа песен, породнив ших между собою великие реки. Найде ны хорошие приёмы, сближающие сти хи с народной поэзией. Строки «Ой ты, Обь родная, принимай гостей», «Масте ров бетона Волга шлёт с поклоном», вы держанные в народно-поэтической форме риторические вопросы — «Скоро ль й новом море зашумит прибой?», «Ско ро ль твоя сила закружит турбины?» —• всё это придаёт тексту песни красочность и поэтичность. И для песни «Широко Кулундинские степи...» (музыка А. Новикова) харак терны искренность и непосредственность. Но уже в этом удачном стихотворении наметились •некоторые перепевы как собственных, так и чужих интонаций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2