Сибирские огни, 1955, № 3
И всё же в целом В. Капустина допу скает одну принципиальную ошибку. Актриса развила и усилила как раз ту сторону образа, которая менее всего «выверена» автором. Аня Капустиной выглядит уже не по-человечески «свет лой», а какой-то святой. Так и кажется, что вокруг её головы вот-вот засияет нимб! Она —■«не от мира сего». Очень часто В. Капустина подчёркивает «отре шённость» Погожевой от всего окру жающего. ' «— Девушки, что случилось?» — произносит она свою первую реплику в третьем акте, обращаясь к официант кам чайной. « — Вас неприветливо встретили? Вы недовольны?» — спра шивает она вслед за тем Тихона Петро ва. Ей отвечают. Но странно: не соз даётся впечатления подлинного о б щ е н и я разговаривающих — у заведую щей чайной почти всё время один и тот же «нездешний» взор. Поэтому так недостоверен и разговор её Ани с Ива ном Стабретовым о фронте, когда — по логике действия — она должна искренне оживиться. Кстати сказать, пребывание на фронте не могло же не оставить на ней хоть какого-то следа! Напрашивается сравнение этой Пого жевой с другой, которую рисует на сцене Н. Парахина. Эта актриса профес сионально менее опытна. Ей не всегда хватает той сценической техники, какой всё более уверенно овладевает Капусти на. Но думается, что путь, избранный ею в работе над образом Ани, более ве рен: её Погожева более «земная», обще ние её Ани с окружающими внутренне активно, хотя она очень сосредоточен на и, вероятно, не перестаёт стра дать. Не каждую минуту своего пребывания на сцене Парахина п о к а з ы в а е т страдания Ани. Она позволяет своей ге роине говорить вполне «обыкновенным» голосом, изредка в разговоре с офици антками проскользнёт у неё энергичная нотка, иной раз лукаво блеснут её глаза. Но основа характера сохраняется. И в этом больше жизненной и психологиче ской правды. И вот когда т а к а я Аня, только что пережившая страшную встре чу с Олегом, привезшим беременную Марину, зовёт ломающимся от сдержи ваемых рыданий голосом Фису (помочь Марине),— это производит особенно сильное впечатление. Почему? Да уж хо тя бы потому, что в этом есть новый для зрителя о т т е н о к ! Достовернее и её сцена со Стабретовым (разговор о фронте) и с Илюхиным. Что же каса’ется такой ответственной части роли, как взаимоотношения Ани с Олегом, то здесь обеим исполнитель ницам не удаётся преодолеть «сопротив ления материала» в тех эпизодах, кото рые неверно звучат у самого автора. С понятной для зрителя мучительной болью в душе, отведя Марину в комна ту, Аня сейчас же возвращается в зал чайной. В ответ на явно притворное, явно преувеличенно ласковое обращение Олега к ней она начинает свой первый разговор с бывшим мужем наедине во просом: «Зачем так кричал?». Эти сло ва, пожалуй, и трудно произнести ина че, как тоном болезненного, но ласкового упрёка. Так именно и произносят их обе актрисы. -А разве это естественно? Более того, следуя авторскому требова нию, Аня считает даже возможным в этот момент, выслушав жалобы Лубен- цова на тяжесть жизни в семье Марины, с л е г к а п р о в е с т и р у к о й п о в о л о с а м О л е г а , то есть прила скать, утешить этим жестом «несчаст ненького». Режиссура не захотела здесь поспорить с драматургом, мизансцена построена в полном согласии с этой ре маркой. Проводя рукой по волосам Лу- бенцова, Аня говорит ему о Марине: «Ей помогут. Помогу я». Этот жест, эту ласку в т а к и х обстоятельствах ни од на из актрис не смогла сделать убеж дающими. Во всяком случае, это вызы вает в зрителе не сочувствие, а возму щение поведением Ани. Есть эпизод, в котором режиссура пошла даже дальше автора в этом отношении. Когда Илю хин, безответно полюбивший Аню, гнев но разоблачает перед ней Лубенцова, как уголовного преступника, пытаясь защи тить её от негодяя, Аня (в исполнении обеих актрис) внезапно загораживает собой Олега. Она делает это буквально как воин, подставляющий свою грудь под пулю, направленную в его команди ра. Конечно, это воспринимается как острый сценический эффект, но вызы вает ли это в нас ощущение правоты Ани и желание подражать ей в такой жертвенности, в такой борьбе за свою любовь? Увы — нет. До самого последнего момента, ц е н о й у н и ж е н и я , старается Аня сохранить свою первую любовь. И мы уже не верим тому, что когда она пы тается догнать Олега, сбежавшего на этот раз и от неё (после обещания бро сить другую жену), и от Марины,— что она делает это ради Марины, надеясь возвратить Лубенцова к матери его ре бёнка. Всем своим поведением обе актрисы, но особенно В. Капустина, внушают мысль, что Аня всё ещё не теряет надежды восстановить с в о ё «счастье» с ним. В спектакле, уж никак не менее сильно, чем в пьесе, ощутимо «непротивление злу» в душе этой жен щины. Прославление в е р н о с т и (во всяком случае у В. Капустиной) оборачи вается п о э т и з а ц и е й с л а б о с т и ! Мы, к сожалению, не имеем возмож ности судить о том, как трактован образ Погожевой-«светлой» в театре им. Евг. Вахтангова. Но достойно удивления, что в рецензии А. Караганова («Без иска ний», — газета «Советская культура» от 28 мая с. г.) об Ане и её исполнитель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2