Сибирские огни, 1955, № 3
A. Салынский з а с т а в л я е т поверить в психологическую возможность роковой ошибки Дины, полюбившей подлеца. Ко нечно, возможны и другие решения, но — р е ш е н и я ! А в сюжетной линии «Аня — Лубенцов» такого решения нет, есть голый факт, о котором Горький говорил, что он «ещё не вся правда». Мало того, и встретившись — уже на глазах зрителя — с бывшим мужем, творящим невероятные подлости, вызы вающие отвращение и омерзение, Аня продолжает не только попрежнему лю бить его в душе (это ещё вероятно), но и п о к а з ы в а т ь е м у э т о — и н а е д и н е , и п р и д р у г и х ! Почти перед закрытием занавеса ав тор вкладывает в её уста восклицание: «Р азве легко, разве просто забыть?». Разлюбить-то, конечно, не просто! З а быть, разумеется, не легко. Но в том, как это показано — по ходу действия — в истории любви Ани к Лубенцову, ха рактер хорошей, тихой, застенчивой женщины начинает уже обретать черты какой-то ангельской кротости; какого-то убеждённого, вопреки всему «непротив ления злу». То, как Аня на наших гла зах н а с т о й ч и в о у н и ж а е т с я перед оголтелым негодяем, приводит в отдельные моменты к утере этой жен щиной элементарного чувства своего че ловеческого достоинства. А ведь это гро зит поколебать и наше уважение к ней. В конце концов можно согласиться с тем, что и так «бывает в жизни», что есть и такие, вот так проявляющие себя в аналогичных обстоятельствах характе ры. Но ведь не хотел же драматург про сто подтвердить, что так бывает! Этого недостаточно. Верность Ани своему чувству, исключительная серьёзность её в вопросах любви, семьи,— этому можно и нужно подражать. Но как относится автор пьесы к тем жалким унижениям, в которые повергает себя Аня? Одобря ет или порицает её за них? Зовёт ли подражать ей и в этом? Ради какой цели показывает её беспредельную кротость? На это, собственно, нет ответа: вот вам характер — судите о нём, как хотите. Но подобный «нейтралитет» не лучше прямого оправдания! Как же решается образ. Погожевой в спектакле? По-разному подходят к своей сложной задаче засл. арт. РСФСР B. Капустина и Н. Парахина. Зрители, знающие В. Капустину по многим ролям в ряде пьес классического и советского репертуара, давно уже убе дились в том, что ей свойственна глубо кая эмоциональность исполнения. Луч шие качества актёрской индивидуально сти талантливой молодой актрисы не мо гут, конечно, и в этой её работе остав лять зрителя спокойным. Особенно это относится к наиболее драматически на пряжённым моментам в самой пьесе: первое появление Ани (конец второго акта) или момент встречи её с Олегом. В чайной (после Тихона Петрова, встречающегося с уже потерявшей на дежду на его возвращение Фисой; после Илюхина, вернувшегося главным инже нером строительства) появляется в по следнем акте Олег Лубенцов с беремен ной Мариной. Из министерства, куда он было пристроился, его выгнали, и он снова получил направление на строи тельство ГЭС в районе реки Светлой... Марине плохо: её сильно трясло в до роге, и сейчас внезапно начались боли. К тому же, в непрочном союзе двух фальшивых людей она уже давно оказа лась страдающей стороной. У Олега и в этот момент нет искреннего сочувст вия к Марине, — только раздражение. Он просит официантку Катю отвести Ма рину в комнату, которая, по его воспо минаниям, здесь должна быть. «— У нас чайная, а не родильный дом», — нагло отвечает та. В ответ на громкое требо вание Лубенцова немедленно вызвать заведующего чайной из внутренних по мещений выходит... Аня: «Кто меня спрашивал?» и видит... Олега. Какая сложная гамма переживаний в немом взгляде и в застывшей позе Погожевой-Капустиной, которая замер ла на лестнице. Тут и огромная радость, и возникающее недоумение, и подавлен ный вскрик страшной душевной боли, когда Олег, делающий вид, что не узна ёт Аню, начинает орать на неё и пока зывает на беременную Марину: «Прошу помочь устроить... жену». Драматическая напряжённость этого эпизода обладает неотразимой силой воздействия, так как в ней ощущаешь не только «выигрышное» для сюжета стечение обстоятельств, не только нака лённость атмосферы, но и правдивое проявление индивидуальных характеров участников конфликта. При этом, кон фликт автор понимает широко и много планово. В самом деле, например, буфет чица Катя разговаривает с Лубенцовым всё время хамски и злорадно, она отно сится к нему враждебно, для неё всё происходящее сейчас — только неожи данное развлечение. А между тем, и Ка тя, и Лубенцов, безусловно, находятся по одну сторону «баррикады» в этом сра жении двух моралей. Они — люди оди накового воззрения на жизнь. Но именно поэтому Катя и м о г л а отнестись так вызывающе, бессердечно к Лубенцову и его жене в трудном для них положе нии. А вот находящаяся на другом по люсе этого жизненного столкновения Аня, именно потому, что она живёт по законам нашей, советской морали, н е м о г л а даже вот теперь, в этот, не выносимо мучительный для неё, момент отрицательно ответить на просьбу Олега, Аня не может не помочь женщине, от нявшей у неё мужа. Не может не по мочь и Фиса, хотя эта честная, трудо любивая женщина всей душой презирает и Олега, и «вертихвостку» Марину.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2