Сибирские огни, 1955, № 3
д р а м а т у р г и ч е с к и м завершением роли, незаметно сходящей «на нет»! Среди людей, вместе с которыми до велось в годы войны рука об руку рабо тать Георгию Ивановичу Илюхину на берегах Светлой, но действующих и во второй половине спектакля, запомнятся нам чудесная простая женщина — пова риха экспедиции Фиса, или рабочий Тихон Петров, появляющийся, правда, сначала очень ненадолго. Всё это, как и Татьяна, — хорошие советские люди, с чистой душой, для которых интересы Родины, на какой бы участок деятель ности она их ни поставила, совпадают с их собственными устремлениями. Роль Тихона — отнюдь не из ведущих в пьесе, но засл. арт. РСФСР А. Аржа нов «ухитряется» сделать своего героя одним из самых ярких в спектакле. Хотя ему не удаётся (ибо это вообще не возможно) показать, что Тихон был «правой рукой» Илюхина, о чём заяв ляет этот последний, всё же мы видим несомненно «верного человека», вызы вающего самую горячую симпатию. Образ Фисы, с её трудной, «конфликт ной» любовью к Тихону Петрову, с её воинствующим презрением к паразитиче ским личностям вроде Лубенцова или Марины, с её сердечной заинтересован ностью в хороших, людях и в больших делах, творимых ими, даёт хороший ма териал для сценического воплощения. Немудрено, что актрисы А. Федотова и К. Бесова исполняют эту роль с подлин ным увлечением. Некоторые эпизоды первая из них проводит тоньше и убе дительнее, но в целом она напрасно пе регружает образ ненужной «трагедий ностью», чего вторая избегает. А разве забудем мы появляющуюся несколько раз совсем ненадолго Марию Петровну — пожилую женщину-письмо- носца (нар. арт. РСФСР К. Гончарова и артистка К. Орлова)? В её неизменной сумке — письма, а в её сердце — огром ная любовь к тем, кто ждёт вестей с фронта, строя новую жизнь в глуши, меняя лицо страны, материнская забота о них. Но внимание наше в илюхинской изыскательской партии привлекают к себе и люди совсем иного склада, со всем иных воззрений на жизнь. Ко нечно, это — Лубенцов, о котором шла речь выше. Это — и «недоучившийся геолог» Марина, хапуга и спекулянт Ефим Кутин. Справедливый гнев руководил автором в обрисовке жалких и вредных людишек. Одного эпизода достаточно для того, чтобы утвердить в сердце зрителя со вершенно определённое отношение к Jly- бенцову и Марине. Эти два фальшивых циничных человека очень быстро сбли жаются. Бездельница Марина озабоче на поисками мужа, а Лубенцов рассчи тывает на содействие её «ответственно го папы». Но ведь у него есть жена, сражающаяся на фронте, он показывал Русиновой и Илюхину при первой встре че с ними её портрет. «Славное лицо, милое. Должно быть, чистая душа», — сказала тогда о ней Татьяна. А Илюхин попросил передать ей земной поклон. И вот, чтобы доказать Марине своё «чувство», Лубенцов по её требованию... разрывает портрет жены, а Марина бро сает клочки в печь! Вот — хороший пример д е й с т в е н н о г о проявления характеров в драматургии. Досадно, что постановщики не помог ли молодой актрисе А. Смирновой най ти верный тон для своей Марины. Она откровенно комикует, подчёркнуто «по даёт» реплики, обращаясь явно не к партнёру на сцене, а специально к зри телю. Кроме того, режиссура и худож ник допускают явный просчёт, когда, ради «разоблачения» пустой кокетки, за ставляют её щеголять по тайге в столич ных туалетах — элегантном белом пла ще, капроновых чулках, замшевых босо ножках или фетровых валенках и пр. Перед концом второго акта, в день по хорон Татьяны Русиновой, перед отъез дом Илюхина в Москву, Марина и Лу бенцов дезертируют из экспедиции, на правляясь тоже в столицу. Остаётся одна Фиса. В такое-то время и появляет ся перед зрителем новое действующее лицо — слегка прихрамывающая светло волосая женщина в шинели, в пилотке, в сапогах, с воинским вещевым мешком за плечами. Радостно возбуждённая, как и все в этот незабываемый день, она спрашивает Фису, где Лубенцов. И ещё до того, как она назвала себя, мы дога дываемся: это — Аня, та, чьё лицо на портрете так понравилось Илюхину и Русиновой! Та, чей портрет был потом сожжён её мужем и Мариной. Ане труд но сдержать то необыкновенно светлое, счастливое душевное состояние, которым она сейчас вся переполнена. Ещё бы! Эта молодая женщина прошла добро вольцем по огненным фронтовым доро гам, попала в госпиталь, получила от пуск и по пути к мужу, вот только что, узнала о победе. В этот момент волнение сразу охваты вает и зрительный зал: какой страшный удар получит сейчас (и в такой день!) Аня. Здесь — конец первой половины спек такля и, вместе с тем, как бы вступле ние к другому спектаклю (третий и чет вёртый акты), где именно судьба этой женщины становится ведущей пружи ной действия, где возникают и занима ют большое место новВге персонажи, ак тивно привлекающие внимание зрителя. Это — шофёр Иван Стабретов, горячо, безответно полюбивший Аню, официант ка Катя, грубиянка и воровка (одно кашница Ефима Кутина), едва не погу бившая её; и другая официантка — Соня, честная, скромная, немного забав ная девушка. Интересно обрисованные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2