Сибирские огни, 1955, № 3
никакого нарушения логики образа, на против, цельность интересного характе ра Илюхина только подчёркивается этой мнимой несогласованностью, вытекаю щей из предлагаемых обстоятельств. Легко заметить, что автор пьесы не только подбором слов, но и всем строем речи, синтаксическими её особенностя ми передаёт атакующий стиль илюхин- ского характера, и актёр хорошо ис пользует это. Позже, во втором акте, мы становим ся свидетелями того, как стиль этот про является в сокрушительных атаках Илюхина на уже окончательно разобла чившего себя шкурника и лентяя Лу- бенцова, которого, ввиду острейшей не хватки квалифицированных кадров, вы нужден был «из-под палки заставлять отработать съеденный им советский хлеб». Когда Лубенцов, прямо-таки рас шибленный напором гневной иронии Илюхина, пытается, в виде последней своей ставки, принять позу оскорблён ного самолюбия («Вы так позволяете се бе разговаривать со мной, словно я враг?!»), в ответ он слышит негромко произносимые, хлещущие его своей грозной правдой слова: «— Вы — пакостник. Вы целиком, всеми своими потрохами, хотите одного — поменьше давать, побольше получать. Висеть ги рей на шее государства. Все свои права вы усвоили на зубок, а о долге не по мышляете!». Спор Илюхина с Лубенцовым — д е й с т в е н н ы й и выражает не только в з г л я д ы , но и х а р а к т е р ы споря щих. Есть в этой актёрской работе Н. Ми хайлова момент (в конце второго акта), о котором хочется сказать особо. Воз вратившись с похорон Татьяны Русшю- вой, Илюхин прощается с поварихой экспедиции Фисой перед отъездом в сто лицу. Вдруг раздаются позывные Мо сквы из стоящего на раскрытом окне радиоприёмника: Приказ Верховного Главнокомандующего. Это... это весть о безоговорочной капитуляции Герма нии! Какова первая реакция Илюхина- Михайлова? Немедленный возглас радо сти? Нет, он долго молчит, светло улы бается, несколько раз , какого почти бес помощно, разводит руками, порывается что-то сказать — и не может. И, нако нец, сперва тихо, затем погромче, про износит: «Ну, вот и всё!.. Вот й всё... Вот и... всё!» Простые слова, но как много передано в них и драматургом, и актёром, поведение которого здесь психологически очень правдиво, ибо ве ликая радость, как и большое горе, спо собна на какой-то миг сковать человека, заставить его онеметь. Не всё у Михайлова в этой роли столь же выверено и убеждающе. Не везде достигнуто это единство внутренне го самочувствия с внешним рисунком. Порой зритель видит, собственно, не Илюхина, а самого Н. Ф. Михайлова, «играющего роль», а это ведь отнюдь не одно и то же! Сменяются эпизоды первого и второ го актов. В некоторых из этих эпизодов наше внимание привлекают по-разному раскрывающиеся судьбы разных людей. Но здесь важно подчеркнуть, что на ма гистральной линии действия, так ска зать, на капитанском мостике «драма тургического корабля», всё время нахо дится Илюхин. Говоря об Илюхине, мы несколько р аз упоминали Татьяну Русинову. Вот роль, которую актрисам, вероятно, интересно начинать, но неинтересно заканчивать! Татьяна, несомненно,— один из обра зов «верных людей», к которым при надлежит большинство действующих лиц этой пьесы. Она соединяет в своём сердце нежность женской большой люб ви к находящемуся на фронте мужу с сильной волей, энергичной «мужской хваткой» в труде, с ясным пониманием происходящих событий. Иногда она ста новится даже более дальновидной, чем Илюхин, друг её мужа. Она оказывает ему моральную поддержку в трудную минуту. А ведь как нелегко ей самой! Какие тревожные мысли терзают её, когда долго нет писем от Никиты, и с каким опасением, с какой немой мольбой смотрит она на входящего письмоносца: что за известие в его сумке — успокаи вающее или... страшное? Почему же, тем не менее, работа над этой ролью не стала ярким фактом в творческой биографии опытного мастера сцены засл. арт. РСФСР Е. Агароно вой, как и другой исполнительницы — несомненно способной актрисы Л. Лунё вой? Да потому, что интересно задуман ный, а частично и интересно выполнен ный драматургом образ, в конечном ито ге, оказался лишённым того, что называ ют драматургической кульминацией. Того «фокуса», к которому^ стягиваются все частности роли. Если этот волевой и стойкий человек находит в себе силы поддерживать иной раз даже Илюхина и в спорах с ним умеет одерживать верх, то как же досадно, что в столкно вениях с пустой эгоисткой, обыватель ницей Мариной, Русинова поставлена автором в невыгодное положение. И хотя её моральное превосходство очевидно, —- сценически она заслонена Мариной, да и в спорах с ней скучна, пассивна. В середине второго акта мы узнаём, что Русинова простудилась во время ава рии с лодкой в ледяной воде, выручая девушек-работниц, оставленных Лубен цовым на ночь на острове. Благород ный, самоотверженный поступок, проти вопоставленный подлому поступку Лу- бенцова. Но ведь нам о нём лишь м и м о х о д о м « с о о б щ а е т с я » , когда мы видим её заболевшей. Затем нас фак тически информируют о её смерти. Од нако эти информации не являются
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2