Сибирские огни, 1955, № 3
ностях и успехах изыскательской рабо ты и последующего строительства, не о методах гидрологических исследова ний, не о процентах выполнения плана (увы, встречались ведь и такие «произ ведения»), а о б и с п ы т а н и я х с о в е т с к о г о ч е л о в е к а в в о п р о с а х м о р а л и , ч е с т и , д о л г а п е р е д Р о д и н о й , д р у ж б ы , л ю б в и . И, пожалуй, основной пафос авторского замысла — в п р и з ы в е к н е п о к о л е б и м о й в е р н о с т и в о б щ е с т в е н н ы х и л и ч н ы х о т н о ш е н и я х , к а к н е о б х о д и м о й ч е р т е с о в е т с к о г о ч е л о в е к а . Во всём ли убедительно решается этот замы сел — вопрос другой, но нет сомнения, что переживания действующих лиц «Светлой», жизненные положения, в ко торые они поставлены, поступки их во всяком случае не оставляют зрителя равнодушным, вызывают в его душе ак тивный отклик, одобрение или протест. ...Едва начинает раздвигаться зана вес, — в зал доносится чей-то голос, то затихающий, то звучащий громче и явственней. Постепенно перед нами воз никает просторная комната с бревенча тыми стенами, кажется, ещё пахнущими смолой. Обстановка её проста и грубова та. За окнами — могучий и дикий пей заж: горы, тайга. Двух человек видим мы в этой ком нате. Стройный широкоплечий мужчина в полувоенной одежде замер над радио приёмником. Большеглазая молодая женщина в чёрном костюме, сапогах, с белым пуховым платком на плечах, то же "неподвижная, сидит за столом, под перев голову руками. Оба напряжённо вслушиваются в каждое слово диктора, читающего сводку: «От Советского Ин формбюро». Вот оборвался далёкий голос, и мужчина, вздохнув, выключает приёмник, распрямляется. Долгая пауза. Потом, закрыв глаза, потерев виски, он произносит: . — Ещё держатся!.. Что останется от Сталинграда? Дерутся за обломки стен. — Останется русская земля... — тихо, но уверенно замечает женщина. — И русская Волга! — подхватывает её собеседник. Этими взволнованными, из души выр вавшимися, многозначительными реп ликами, сразу вводящими нас в грозовую атмосферу эпохи и в настроение собесед ников, начинается первый диалог спек такля. Хороший запев! Так знакомимся мы с руководителем изыскательской пар тии инженером Георгием Илюхиным и гидрологом Татьяной Русиновой. Вско ре мы убеждаемся, что в центре разви вающегося действия находится Илюхин. Это — сильный, горячий и глубоко принципиальный человек, действительно способный преодолевать любые препят ствия. Но ему вовсе не известны готовые ответы на все выдвигаемые жизнью во просы. Некоторое время он даже не по- T2. «Сибирские огни» № 3. нимает, зачем во время войны нужно за ниматься подготовительными работами к строительству грандиозной электро станции на берегах Светлой. « . ..— Я убеждён, — говорит он, — что нас про сто забыли! Застряла с довоенных лет экспедиция где-то у чёрта на рогах, застряла — ну, и ладно: есть поважнее заботы. И вот по чьей-то забывчивости я — просто дезертир, да, дезертир!». Порою Илюхин начинает проявлять да- .ж е некоторую ворчливость, брюзгли вость, на первый взгляд «противопока занные» сильному, волевому человеку. На деле же, и в этом тоже сказывает ся кипучий темперамент, благородное беспокойство Илюхина, неумение его идти на компромиссы со своей партий ной совестью, если даже эти компро миссы — только кажущиеся, рождён ные его временным заблуждением в ка ком-то вопросе. Видно, что, как один из постановщи ков и как создатель сценического образа Илюхина, нар. арт. РСФСВ И. Михай лов хорошо прочувствовал сознательное стремление драматурга опровергнуть тех писателей, которые вместо живых положительных героев пытались кон струировать некиих цельнометалличе ских чудо-богатырей. В большой, целе устремлённой энергии Илюхина-Михай лова мы не сомневаемся. Мастерски рисует актёр переходы Илюхина от од ного состояния к другому, не вызывая сомнения в их психологической оправ данности, в их мотивированности свой ствами самого характера. Мы целиком верим тому, что совсем недавно «ханд ривший» Илюхин, отчаянно ругавший «бюрократов», ставивших безжалостное «нет» на всех его заявлениях об уходе из экспедиции на фронт, мгновенно загорается, узнав о предстоящем расши рении объёма изыскательских работ, и с присущей этому характеру наступатель- ностью начинает действовать. Вот казалось бы, только что он мучал Татьяну Русинову жалобами на свою не счастную судьбу, на вынужденное тыло вое отсиживание. Но послушайте, как он разговаривает с приехавшим из Мо сквы прихвостнем лжеучёного Мокшако- ва, ^ пытающегося навязать экспедиции свой вредный, ошибочный проект, Оле гом Лубенцовым (арт. И. Вишневский). Широко расставив ноги, находясь в по ложении какой-то даже внешней, резко выраженной устойчивости, он заявляет: <: Ну, нет! И мы не лыком шиты. Драться, так драться!.. Пока я здесь — изыскания будут вестись только тут. А там он пусть отдаёт меня под суд. Пусть сдирает с меня шкуру, стирает в порошок!». И решительно добавляет: «— Теперь меня даже связанным отсюда не увезут!». И мы понимаем: это один и тот же характер по-разному проявляет своё су щество в разных условиях. И нет здесь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2