Сибирские огни, 1955, № 3
И с к у с с т в о Борис Р Я С ЕН Ц ЕВ Находки и потери („Светлая" В. Л авр ен тьева в „Красном ф акеле") Появляются порою такие «благопо лучные», а вернее сказать — злополуч ные произведения, в которых как будто всё неоспоримо правильно и по замыслу, и по исполнению, но которые тем не ме нее скучны или безразличны для зрителя и читателя. А бывает та^, что роман, пьеса или поэма какими-то своими сторонами вызывают стремление резко возражать автору, не оставляют, в конечном итоге, того полного удовлетво рения, на какое имеешь основание рас считывать, — и всё-таки эти произведе ния волнуют, тревожат мысль, запомина ются. Думается, что с такими (второго рода) произведениями вошёл в драма тургию новосибирец Виктор Лаврентьев. Вспомним «Кряжевых» , впервые по ставленных «Красным факелом» и пока занных им в Москве во время гастро лей. Зрители увидели на сцене историю семьи сибирского мастерового Михея Кряжева на протяжении нескольких де сятилетий с начала века. Индивидуаль ные судьбы людей, их личные радости и страдания, их переживания и размыш ления связаны в пьесе с большими, ре шающего значения, историческими собы тиями. Во многих устных зрительских и печатных критических откликах на спектакль высказывалась мысль, что со бытий в пьесе, если их развить, хвати ло бы на целый эпический роман, что задачу композиционного воплощения своего широкого замысла автор не смог решить до конца. И это во многом спра ведливо. Но ведь, несмотря на это, сразу стало ясно, что мы имеем дело с талантливым драматургом. В пьесе есть отлично вы писанные, глубокие, развивающиеся ха рактеры , в первую очередь — сам Ми хей; есть острые сценические столкнове ния, ощутима накалённая атмосфера не которых событий в сюжете. Отдельные эпизоды захватывают зрителя своим на пряжённым драматизмом. Казалось бы, ничего общего с «Кря жевыми» не имеет новая пьеса В. Лав рентьева «Светлая», действие которой происходит во время Великой Отечест венной войны и в послевоенные годы. А между тем нетрудно убедиться, что оба произведения написаны одной и той же рукой. Это хороший признак, что у В. Лаврентьева уже на первых порах ощутим собственный творческий почерк, хорошо и то, что автор отказывается идти проторёнными дорожками, упорно ищет своих путей построения пьесы, хотя пока и «срывается». В «Светлой» мы видим то же пристальное внимание автора к внутреннему миру человека, как и в «Кряжевых» , ту же способность-' создавать острые, глубоко волнующие сценические положения (в новой пьесе это умение возросло) и... то же отсут ствие крепкого композиционного «обру ча», некоторое смещение пропорций. Вполне возможно предположение, что для В. Лаврентьева сами эти компози ционные неурядицы имеют значение полемическое: он хочет доказать, что можно строить пьесу и так, как это сде лано, скажем, в «Светлой», где человек, выдвинувшийся совершенно определён но в первых двух актах на положение центрального, ведущего героя, отходит затем на третий план, уступая место дру гому герою, появившемуся в пьесе го раздо позже его и вносящему в неё, соб ственно, и свою тематическую линию. А ведь и Михей Кряжев в дальнейшем «оттесняется» другими героями. Следует признать вполне естествен ным, что и это произведение В. Лав рентьева начало свою сценическую жизнь в «Красном факеле» . И дело здесь не только в том, что для «Красного факела» В. Лаврентьев — «местный автор». Дело и в том, что в творческих принципах молодого драматурга содер жится то, что органически близко твор ческим принципам «Красного факела»; это — уже отмеченное выше стремление глубоко проникнуть в психологию, в ду шевный мир действующих лиц, внимание к простому, «маленькому» человеку, к его индивидуальной жизненной судьбе. И хочется сразу же отметить, что, без условно, права режиссура красно- факельского спектакля (засл. деят. иск. РСФСР В. Редлих и нар. арт. РСФСР Н. Михайлов), всячески подчёркиваю щая, что «Светлая» — пьеса не о труд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2