Сибирские огни, 1955, № 3

нужно было подыскать площадки для посадки машин. С этой целью десятого ф евраля мы и отправились в рекогнос­ цировочный полёт. Со мною на борту самолёта находились главный инженер Хетагуров, начальники партий Сипотен- ко, Нагорный, Лемеш и два прораба — Пугачёв и Лебедев. Нам хотелось одно­ временно с подысканием площадок взглянуть с высоты на хребты, тайгу, на границу суши с морем, на острова, чтобы составить общее представление о территории, где предстояло работать. Самолёт стремительно нёсся вперёд. Хотя скорость машины и достигала трёхсот километров в час, нам казалось, будто мы застыли недвижимо в воздухе, а земля лениво проплывает мимо. Крылатая тень самолёта то скользила по лиственничной тайге, то ныряла в овраг, то, отставая, путалась в глубо­ ких кривунах Зеи. А вдали, у края го­ лубого неба, словно облако возвыша­ лись заснежённые горы. Они как бы на­ двигались на нас, росли, ширились, становясь всё более величественными. Это восточный край Станового хребта. — Трофим Васильевич, начинается ваша вотчина! — крикнул Хетагуров Пугачёву. — Посмотрите-ка, какие при­ чуды появляются, какая красота! — Смотрю и дивлюсь. Тут, кажется, сам чёрт голову сломит, — ответил тот, не отрываясь от бокового, окошка. — Есть где разгуляться молодцу, — пошутил Лебедев. С высоты трёх с половиной тысяч метров был хорошо виден Становой. Слева, справа и впереди лежали угрю­ мые цепи гор, уходившие в необозримое пространство. Хребет разворачивался перед нами грандиозной панорамой. Машина набирала высоту. Но надви­ нувшиеся горы всё ещё заслоняли дальний горизонт. Становой хребет, там, где он кончается, достигает наибольшей высоты и имеет совершенно дикие очер­ тания. Нас встречали остроглавые вер­ шины, то появляющиеся, то исчезающие за крылом самолёта. Всюду виднелись пропасти, нагромождения скал, отвесные стены, окружавшие цирки. — Тропа!.. — закричал кто-то, припа­ дая к окну. Внизу показалась узкая полоска взби­ того снега — это действительно тропа. Она взбиралась по каменистому гребню наверх, вилась по крутым откосам и те­ рялась среди отвесных скал. Затем снова появилась на вершине остроглавого утёса. Мы были озадачены. Кто проло­ жил её среди каменных громад? Веро­ ятнее всего — снежные бараны. Становой хребет оборвался так неожи­ данно, что мы не успели рассмотреть его северные склоны. Самолёт стал разво­ рачиваться, изменяя направление. Из- под правого крыла показалась всхолм­ лённая низина — Алданское нагорье, 10. «Сибирские огни» № 3. которое простиралось далеко на север и терялось где-то в мягкой дымке сол­ нечного утра. Летели долго, кружились над боль­ шими озёрами и широкими руслами за­ леденевших рек. Скучно смотреть с вы­ соты на однообразную снежную равни­ ну. Ни струйки дыма, ни дорог, ни сле­ да человека. Даже Становой, видневший­ ся над горизонтом, не освежал пейзажа. Через час показалось широкое русло Учура, сдавленное с боков чёрной тай­ гой. Машина забирает вправо и идёт к стыку трёх хребтов: Джугджурского, Джугдырского и Станового. Воздух прозрачен, даль становится до­ ступна глазу. Мы видим, как на широ­ кую заснежённую марь выскакивают два лося. Они не могут понять, откуда шум, бегут навстречу самолёту, затем броса­ ются в разные стороны. Машина всё ближе подбирается к горным нагромождениям, заполняющим впереди широкий горизонт. Становой возвышается от нас справа. Продолжая его, тянется дальше, к Охотскому морю, широкая лента Джугджурского хребта. Пролетая примерно над границей хреб­ тов, мы увидели впереди истоки реки Маи (Половинной). К югу от Станового — Джугдырский хребет. Глядишь на его вершины сверху и кажется, что лежат груды камней, давно приготовленных для какой-то грандиозной стройки. Да и стройка уже началась, когда произошло землетрясе­ ние. Часть территории осела и заросла лесом, другая же, наоборот, поднялась высоко вместе со стенами начатых со­ оружений, развалинами башен, глубоки­ ми выемками, заваленными обломками. А вот и река Мая. Глубокой щелью она прорезала горы. Высокие гольцы склонили над ней свои вершины. Каким- то чудом над ущельем удерживаются каменные громады скал. Кажется, дотронься до них, и всей тяжестью своей сорвутся они в бездну. Тесно Мае в крутых берегах. В бе­ шеной злобе силится она раздвинуть плечи скал, разметать стремительным потоком каменистые перекаты, срезать кривуны. Но пока что река не разрабо­ тала себе сколько-нибудь спокойного русла. Почти треть своего пути Мая те­ чёт в тисках высоких гор. Нас это открытие встревожило. Хао­ тические нагромождения гор вблизи реки вряд ли позволят нашим подразде­ лениям беспрепятственно передвигаться в этом районе. А миновать его мы не моЖем. и, значит, будем вынуждены столкнуться с препятствиями, преграж­ дающими проходы к этой своенравной реке и её многочисленным притокам. Самолёт, миновав Джугдырский хре­ бет, повернул к заливу, на льду которо­ го расчищена для нас посадочная пло­ щадка. Летим над широкой долиной. Местность резко изменилась. Теперь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2