Сибирские огни, 1955, № 3
нужно было подыскать площадки для посадки машин. С этой целью десятого ф евраля мы и отправились в рекогнос цировочный полёт. Со мною на борту самолёта находились главный инженер Хетагуров, начальники партий Сипотен- ко, Нагорный, Лемеш и два прораба — Пугачёв и Лебедев. Нам хотелось одно временно с подысканием площадок взглянуть с высоты на хребты, тайгу, на границу суши с морем, на острова, чтобы составить общее представление о территории, где предстояло работать. Самолёт стремительно нёсся вперёд. Хотя скорость машины и достигала трёхсот километров в час, нам казалось, будто мы застыли недвижимо в воздухе, а земля лениво проплывает мимо. Крылатая тень самолёта то скользила по лиственничной тайге, то ныряла в овраг, то, отставая, путалась в глубо ких кривунах Зеи. А вдали, у края го лубого неба, словно облако возвыша лись заснежённые горы. Они как бы на двигались на нас, росли, ширились, становясь всё более величественными. Это восточный край Станового хребта. — Трофим Васильевич, начинается ваша вотчина! — крикнул Хетагуров Пугачёву. — Посмотрите-ка, какие при чуды появляются, какая красота! — Смотрю и дивлюсь. Тут, кажется, сам чёрт голову сломит, — ответил тот, не отрываясь от бокового, окошка. — Есть где разгуляться молодцу, — пошутил Лебедев. С высоты трёх с половиной тысяч метров был хорошо виден Становой. Слева, справа и впереди лежали угрю мые цепи гор, уходившие в необозримое пространство. Хребет разворачивался перед нами грандиозной панорамой. Машина набирала высоту. Но надви нувшиеся горы всё ещё заслоняли дальний горизонт. Становой хребет, там, где он кончается, достигает наибольшей высоты и имеет совершенно дикие очер тания. Нас встречали остроглавые вер шины, то появляющиеся, то исчезающие за крылом самолёта. Всюду виднелись пропасти, нагромождения скал, отвесные стены, окружавшие цирки. — Тропа!.. — закричал кто-то, припа дая к окну. Внизу показалась узкая полоска взби того снега — это действительно тропа. Она взбиралась по каменистому гребню наверх, вилась по крутым откосам и те рялась среди отвесных скал. Затем снова появилась на вершине остроглавого утёса. Мы были озадачены. Кто проло жил её среди каменных громад? Веро ятнее всего — снежные бараны. Становой хребет оборвался так неожи данно, что мы не успели рассмотреть его северные склоны. Самолёт стал разво рачиваться, изменяя направление. Из- под правого крыла показалась всхолм лённая низина — Алданское нагорье, 10. «Сибирские огни» № 3. которое простиралось далеко на север и терялось где-то в мягкой дымке сол нечного утра. Летели долго, кружились над боль шими озёрами и широкими руслами за леденевших рек. Скучно смотреть с вы соты на однообразную снежную равни ну. Ни струйки дыма, ни дорог, ни сле да человека. Даже Становой, видневший ся над горизонтом, не освежал пейзажа. Через час показалось широкое русло Учура, сдавленное с боков чёрной тай гой. Машина забирает вправо и идёт к стыку трёх хребтов: Джугджурского, Джугдырского и Станового. Воздух прозрачен, даль становится до ступна глазу. Мы видим, как на широ кую заснежённую марь выскакивают два лося. Они не могут понять, откуда шум, бегут навстречу самолёту, затем броса ются в разные стороны. Машина всё ближе подбирается к горным нагромождениям, заполняющим впереди широкий горизонт. Становой возвышается от нас справа. Продолжая его, тянется дальше, к Охотскому морю, широкая лента Джугджурского хребта. Пролетая примерно над границей хреб тов, мы увидели впереди истоки реки Маи (Половинной). К югу от Станового — Джугдырский хребет. Глядишь на его вершины сверху и кажется, что лежат груды камней, давно приготовленных для какой-то грандиозной стройки. Да и стройка уже началась, когда произошло землетрясе ние. Часть территории осела и заросла лесом, другая же, наоборот, поднялась высоко вместе со стенами начатых со оружений, развалинами башен, глубоки ми выемками, заваленными обломками. А вот и река Мая. Глубокой щелью она прорезала горы. Высокие гольцы склонили над ней свои вершины. Каким- то чудом над ущельем удерживаются каменные громады скал. Кажется, дотронься до них, и всей тяжестью своей сорвутся они в бездну. Тесно Мае в крутых берегах. В бе шеной злобе силится она раздвинуть плечи скал, разметать стремительным потоком каменистые перекаты, срезать кривуны. Но пока что река не разрабо тала себе сколько-нибудь спокойного русла. Почти треть своего пути Мая те чёт в тисках высоких гор. Нас это открытие встревожило. Хао тические нагромождения гор вблизи реки вряд ли позволят нашим подразде лениям беспрепятственно передвигаться в этом районе. А миновать его мы не моЖем. и, значит, будем вынуждены столкнуться с препятствиями, преграж дающими проходы к этой своенравной реке и её многочисленным притокам. Самолёт, миновав Джугдырский хре бет, повернул к заливу, на льду которо го расчищена для нас посадочная пло щадка. Летим над широкой долиной. Местность резко изменилась. Теперь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2